EdelweissЦитата
Россия - не Сомали. Она занимает куда более заметные позиции в мире
Это нам так кажется.
И потом, в тех постах речь шла об Украине. Кстати, вот бы, действительно, Ющенко с Саакашвили это почитать, а то они любят возглашать - к нам приковано внимание всего мира! Вон оно как "приковано"...
Цитата
Ну они же в школе учились? И как же они абсолютно ничего не знают? Я вот, честно, не люблю Америку, занимаюсь не гуманитарными науками, но кое-что из ее истории и географии знаю. По-моему, это все-таки из серии общего образования, того, что должен знать каждый.
"То, что должен знать каждый" - наличие такого подхода и есть признак фундаментального образования, которое существует у нас и полностью отсутствует за рубежом. Их учат по-другому - для работы в такой-то сфере ты должен знать только то-то и то-то. И больше ничего. Как Шерлок Холмс. Поэтому они ничего и не знают. А в школе учились очень хорошо - по тем узким вопросам, которые они изначально выбрали (сами или с родителями) в очень юном возрасте. Здесь можно сочувствовать, но смеяться нельзя. И ужасаться особо я бы тоже не стала - судя по политике нашего министерства образования, в будущем (и довольно близком) нас ждет то же самое. У нас тут геометрию хотели ликвидировать, программу по литературе сократили на две трети, о чем тут говорить!
katerОчень интересные возражения, предложу в ответ свои.
Цитата
Начну с Пушкина. Не думаю, что это он в Пророке писал о правах на высказывания ... Пушкин, как известно, сам и писал, и печатался с юных лет, и других потом у себя в журнале печатал, и как-то ничьих прав на высказывания, даже неправильные, даже глупые, не отрицал. И писал сам на самых разных, так сказать, уровнях - то пророчил, то веселился, то просто красоту видел и дарил, то очень даже на злобу дня (как там, про «старый спор славян между собой» - помните?) то хулиганил, то еще что - как и любой писатель. И кому и когда он свое "право" доказывал?
Да вот в «Пророке» и доказывал. О чем же это стихотворение, если не об этом? Прямое свидетельство того, что Пушкин, наряду со своей легкостью, хулиганствами и весельем думал над предназначением и ответственностью поэта. И в «Пророке» предложил нам свое решение – если вопрос тобой выстрадан, тогда иди, и «жги сердца людей», и т.д.
Мне кажется, это немножко (точнее очень сильно) отличается от современного (точнее, 30-40-летней давности) «Поэт в России – больше, чем поэт». Последнее, скорее, означает следующее: диплом Литинститута и две первые публикации в кармане, и все – я философ, я «глас народа, глас божий», я говорю вам правду, слушайте меня все. Такое фанфаронство (и вера со стороны общества в это фанфаронство), мне кажется, очень много бед нам принесло.
По поводу примера с «Клеветникам России» - пример очень интересный и важный. Я могла бы возразить, что он свидетельствует как раз против вашей точки зрения – даже если это и выступление на «злобу дня», то это как раз абстрактное выступление, никакие «витии» там по именам не названы, никаких актуальных политических разоблачений там не делается. Поэтому это стихотворение как раз и носит характер программы, что оно опирается на события прошлого и адресовано в будущее, а вовсе не имеет целью написать поэму о том, как какой-нибудь лорд Солсбери проплачивает польское восстание. Но за Пушкиным, мы знаем, числится очень много конкретно адресных сатирических стихов и эпиграмм, да что там – весь «Евгений Онегин» ими битком набит. Есть и стихотворение «Он между нами жил…» в адрес Мицкевича. Он был поэт действительно злободневный. Но его злободневность – это как раз то самое «не могу молчать» с осознанием своей ответственности за сказанное слово. И стихотворение к Мицкевичу он не закончил и не опубликовал, потому не знал ответа и не был уверен в том, что он прав в данном конкретном случае.
Я говорю о том, что людям, занятым в сфере творчества и вообще в публичной сфере, осознание своей ответственности за сказанное слово просто необходимо. Особенно с учетом нынешних масштабов влияния массовой культуры и средств массовой информации. Стихи тиражом 700 экземпляров в начале 19-го века или фильм, который смотрят миллионы! Брррр… Про телевидение я уже не упоминаю.
Не согласна с тем, что:
Цитата
Пророком художник может стать, а может и не стать, это дар, или проклятье, и выбираешь не ты, а тебя, это не условие и не синоним права на художество... Это особое дело, редкое - и вообще другая опера . Просто творить - и истины возвещать - это разные вещи, все-таки...
Имхо, здесь две разные проблемы совмещены. Пророком художник действительно может стать, а может и не стать – проблема в том, что публика-то будет все равно воспринимать его как пророка только за тот факт, что он попал в публичную сферу. Поэтому об ответственности забывать нельзя вне зависимости от того, чувствуешь ты себя просто творцом или «возвещателем истин».
Цитата
На мой взгляд, во многом влиятельность и привлекательность и художника, и его творений зависит от того, насколько точно он воссоздал то, чего людям в жизни не хватает. Компенсаторная, так сказать, функция искусства. Можно предложить то, чего не хватает почти всем - получится массовое искусство.
Ну, про «компенсаторную» роль искусства распространяться сильно не буду. Не вполне согласна, но это уж точно уведет нас отсюда совсем далеко. Имхо, «компенсаторными» функциями роль искусства не ограничивается.
Цитата
Частное возражение насчет шедевров абстрактных и конкретных - абсолютно не соглашаюсь! Большой, крутой художник заставит вечность прозвучать, так сказать, хоть в сказке про соседа-алкоголика, хоть в псалме.
Возможно. Но я имела в виду не разницу между сказкой о соседе-алкоголике и псалмом - я имела в виду разницу между исследованием общих «вечных» вопросов и конкретной ситуации, которую мы при всем желании можем видеть только с одного бока (а можем еще и подвергаться давлению, чтобы видеть ее только с этого бока). С точки зрения исследования общих проблем между сказкой об алкоголике и псалмом разницы как раз нет.
По поводу портретной живописи – безусловно, художник может выразить вечность и в портрете, и даже заказном (если он не просто отрабатывает заказ, а говорит, опять же, о вечных вопросах). Я, собственно, говорила только о том, какие работы проходят испытание временем – те, где художник отвлекся от простой сиюминутности и показал что-то вечное – красоту женщины, счастье утра, страх перед возмездием и пр. И в таких работах уже неважно, кто был заказчиком (хотя у недавних картин, действительно, у каждой есть фамилия).
Цитата
Ну и к теме - общество не не знает разницы, а не желает знать. Если про «правду» из блокбастера дети пишут - может, потом им дома или в школе расскажут, что такое есть кино. Если не дети - то это проблема, конечно, но решать ее все-таки должны органы просвещения, а не Голливуд.
Вот это, мне кажется, и есть главное наше расхождение. Вы, мне кажется, исходите из модели общества, которого не существует. Кстати, насчет «правды из блокбастера» не дети пишут – это все люди вполне взрослые, и даже за 30 лет. Да и у нас прямо в этой теме кое у кого такие мысли мелькали. Так что реальная проблема есть – что в кино покажут, то публика на щите и понесет. И тут уже не до разграничения сфер ответственности. Голливуд, как фабрика таких «грез», несет ответственность за результаты своих действий, и даже в большей мере, чем органы просвещения.
Ну ладно, словами здесь долго можно перебрасываться.
Я, собственно, хотела сказать, что каждый человек, который работает в публичной сфере, должен осознавать природу и масштабы своего влияния, и распоряжаться ими ответственно и аккуратно. И сейчас эта проблема стала в сотни раз важней и актуальней, нежели она была в том же 19-м веке, поскольку масштабы такого влияния также возросли многократно (от нескольких сотен до десятков миллионов). И еще одна вещь добавляет теме актуальности – приемы и технологии массового манипулирования людским мнением также усилились многократно и приобрели настоящий масштабный характер. Поэтому публичным людям, имхо, сто раз нужно подумать, прежде чем за какую-то тему сейчас браться – особенно, если она не абстрактна, а злободневна. И особенно, если она не тебя касается, а вообще каких-то третьих лиц.
De-MarikЦитата
По вопросу об экранизации истории Литвиненко: в плане общих рассуждений об ответственности художника, пророках и пр. я, скорее, согласна с kater и A-Nett. Но в ситуации с этим конкретным случаем, как Иришка, не хочу для ДД участия в сомнительном проекте.
Мне кажется, ты тут немножко себе противоречишь. Если в плане общих рассуждений правы kater и A-Nett, тогда и этот проект Джонни не сомнительный, а такой же, как и все остальные. Это очень важный момент, в этом мы и пытаемся разобраться.