27 июля 14:34
«Джонни Д»/ "Public Enemies"Для фильмов Майкла Манна пора уже изобретать собственное жанровое определение. Что-нибудь слегка поэтическое и вызывающее легкое недоумение — например, «криминальная медитация». Поэт грандиозных перестрелок, Манн с возрастом, кажется, всё больше и больше стремится воссоздать на экране не грохот автоматов, а ту оглушительно тревожную тишину, что возникает, как только отзвенит последняя гильза. И «Джонни Д», биография знаменитого американского грабителя банков Джона Диллинджера — его самый радикальный шаг в данном направлении.
В теории казалось, что история Джона Диллинджера и кинорежиссер Майкл Манн просто созданы друг для друга — классический случай идеальной встречи художника и материала. В жизни Диллинджера, врага общества и народного героя номер один для Америки времен Великой Депрессии, жившего быстро и умершего молодым, как нельзя лучше сочетались те вещи, которые Манн исследовал из фильма в фильм. Обаяние и уверенность человека, легко и изящно преступающего закон из стремления жить здесь и сейчас — и в то же время фатализм того, кто обрек самого себя на вечный уход от погони. Брутальная романтика парней с крутыми стволами, но без страха и упрека, и хладнокровный профессионализм мужчин, изо дня в день расходующих себя в опасном деле. Наконец, та тонкая грань, что отделяет человека от преступника, и легкость её нарушения независимо от того, на какой стороне закона ты находишься с формальной точки зрения. Всё это есть во многих других фильмах Манна, и всё это есть в «Джонни Д». Но даже при этой кажущейся предсказуемости «Джонни Д» удивляет, и удивляет сильно — потому что в нём Манн производит такой маневр, которого от него, кажется, не ждали.
Берясь за историю Диллинджера, Манн не стремится его романтизировать или преподнести, как настоящего героя — да, мы видим человека дерзкого, обаятельного, уверенного в себе, но в то же время цепкого, расчетливого, временами безжалостного, умеющего моментально подсчитать собственную выгоду и осознанно работающего на имидж. Манн также не пытается выступить в жанре «А знаете, каким он парнем был?» — «Джонни Д» не лезет в диллинджерову шкуру, не ищет живого человека с его возможными страстями и сомнениями за сложившимся легендарным образом. Вместо этого фильм, наоборот, постоянно подчеркивает свою привязанность к несколько пунктирному повествованию — даже сам Диллинджер в сцене знакомства с девушкой выдаёт ей о себе быстрый набор мало значащих фактов и заканчивает его фразой «Что ещё тебе нужно знать?».
Манн тоже считает, что много знать не нужно — жизнь легендарного бандита он обставляет чередой достаточно одинаковых ограблений и перестрелок. Что банки, что заготовленные для укрытия домики все на одно лицо, хотя и в разных штатах, и череда подельников постепенно начинает смазываться, так что в какой-то момент уже толком не вспомнить, куда подевался тот, с кем ходили на дело в прошлый раз (пристрелили в облаве или сам отвалился?), и как звать того, кто сидит сейчас в «бьюике» рядом. Так романтическая история гангстера номер один становится чем-то вроде производственной трагедии человека, погрязшего в рутине собственного дела.
Подобная лаконичная трезвость подхода свойственна фильму во всем — скажем, дотошно воссоздавая на экране ретро-обстановку 30-х, Манн затем резко вбрасывает зрителя прямо в неё, сокращая дистанцию благодаря использованию не киноплёнки, а цифрового видео. В такой стилистике ретро неожиданно становится как-то несколько неуютно реальным — ты словно смотришь прямой репортаж с места событий. Всё это в комплекте и создаёт тот гипнотический эффект, благодаря которому от этого скупого, отстранённого, монументального — может, даже слишком монументального для голливудского гангстерского боевика со звездами и пальбой — фильма все два с половиной часа не оторваться.
Вердикт Кочерыжкина — криминальный эпос, похожий на настоящий «магнум 357» — большой, ладный, холодный, стальной, удивительно красивый и совершенно убийственныйСерж Кочерыжкин
http://www.newslab.ru/review/286728***
***
«Джонни Д.»: Охмурить, ограбить, исчезнуть«Джонни Д. / Public Enemies» Майкла Манна продолжает череду жанровых пристрастий американского режиссёра. Картина, названная российскими прокатчиками в честь грабителя банков Джонни Диллинджере, а не сыгравшего его Джонни Деппа, и выступившая в качестве фильма закрытия 31 ММКФ, в четверг выходит на российские экраны.
Были времена, когда машины были красивее, чем сейчас, мужчины одевались элегантнее, женщины любили преданнее, оружие стреляло эффектнее, а грабители банков были нахальнее. И звёздами светской хроники становились не гламурные работники шоу-бизнеса, а преступники, чьи имена до сих пор на устах у многих. В их числе был и Джонни Диллинджер, о котором снял свою новую картину Майкл Манн.
Назвать фильм, который в оригинале называется «Враги общества», «Джонни Д.» - затея хоть и остроумная, но не совсем корректная. Режиссёр ленты Майкл Манн, представлявший картину ещё месяц назад на 31 Московском кинофестивале, где картина стала официальным фильмом закрытия ММКФ, заметил, что для западного мира «Враги общества» нечто большее, чем просто хлёсткое название.
Дело в том, что это название книжного бестселлера «Public Enemies» Брайана Барроу, только недавно переведённого на русский язык. В ней автор в увлекательнейшей форме рассказывает о временах Великой депрессии, когда американские банки были практически беззащитны перед грабителями. Так как Федеральное Бюро Расследований только-только создавалось, существовала система, по которой полиция одного штата не могла работать на территории другого. Этим вовсю пользовались преступники, которым, ограбив банк, допустим, в Висконсине, требовалось несколько минут, чтобы добраться до границы с Иллинойсом, сделать всего лишь шаг – и они оказывались уже недоступны для представителей закона.
Неудивительно, что такие люди, как Джонни Диллинджер или Малыш Нельсон становились суперзвёздами, а полиция, назвав их «Врагами общества», только подогревала интерес к их личностям, чем и воспользовался Барроу, написав книгу, которую прочитал чуть ли не каждый американец. Впрочем, раз уж Майкл Манн признался, что российское прокатное название «Джонни Д.» - успешная идея, то мэтру надо верить.
«Джонни Д.» можно назвать квинтэссенцией Майкла Манна как режиссёра. В нём есть всё, чем славен кинематографист, вплоть до крохотных деталей. Крис Корнелл, написавший песню, под которую происходит одно из самых эффектных ограблений, уже не раз работал с Манном. Цифровой метод съёмки с использованием камер высокого разрешения, позволяющей придавать удивительную реалистичность происходящему на экране, уже был опробован режиссёром в «Соучастнике» и «Полиции Майами». В «Джонни Д.» такая съёмка вообще же делает фильм чуть ли не документальным.
Всё остальное: сюжетные ходы, ограбления, романтическая линия и перестрелки – вообще смотрятся как самоцитаты. И в первую очередь из главного фильма классика «Схватка», в котором была и жаркая любовь, и знаменитая 10-минутная сцена бойни на улице Лос-Анджелеса. И, конечно, любимая режиссером линия соперничества одного великого преступника и одного великого копа.
В случае с «Джонни Д.» трудно сказать, проигрывает он или нет «Схватке» (а стоит иметь в виду, конечно, именно этот манновский шедевр 1995 года, который выучил наизусть как любой поклонник жанра, так и простой киноман). Джонни Депп и Кристиан Бейл – это, разумеется, не Роберт Де Ниро и Аль Пачино. Они просто другие, у них другая школа. И сам «Джонни Д.» другой хотя бы по той причине, что построен на реальных событиях, которые со временем оказались окружены плотным слоем мифов и легенд.
Поэтому Депп с Бейлом сыграли, скорее, ролевые модели, а не человеческие характеры.
Но Деппу повезло больше, чем Бейлу. Джонни Диллинджер сам по себе был обожаем американцами не меньше, чем сам Джонни Депп, сыгравший его. Кристиан Бейл – это охотник, а не просто фэбээровец-карьерист Мэлвин Первис, который должен отстоять свою честь и славу только что созданного Бюро.
Диллинджер же – звезда. И старается этому соответствовать: раздаёт нахальные в своё самоуверенности интервью перед тем, как сесть в тюрьму, не берёт денег у простых людей («Я граблю банки, а не американских граждан»). Ему ничего не стоит зайти среди бела дня в офис подразделения, специализирующегося исключительно на поимке Джонни.
Даже чувствуя свой конец, он всё равно идёт в кино, где смотрит «Манхэттенскую мелодраму». Манн же старательно всё воспроизводит, даже последние часы Диллинждера, включая чикагский кинотеатр Biograph и его спутницу, «женщину в красном», ставшую современным символом предательства. Он даже учитывает тот факт, что женщина на самом деле была не в красном платье, а в оранжевом – красным оно казалось из-за уличного света.
Марион Котияр, сыгравшая другую женщину Джонни, ставшую, наоборот, символом преданности, - обладательница «Оскара» (за фильм «Жизнь в розовом цвете») и оправдывает это идеально. Попробуйте подкопаться к её игре, особенно после финального эпизода и сцены с пытками в полицейском участке – не выйдет. Это, пожалуй, единственная по-настоящему сильная актёрская работа в фильме. Остальные играли самих себя. И Манн тоже сыграл хорошего режиссёра Манна.
Источник:
МОСКВА, 23 июля (Корр. АНН Родион Чемонин).
http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=189036***
***
«Джонни Д.»: Самый лучший гангстерВ прокате с успехом идет гангстерский фильм Майкла Манна «Джонни Д.». Обожающий этот жанр обозреватель «ВД» посмотрел картину и был настолько впечатлен ее достоинствами, что позабыл про недостатки.
Полноценного кино о легендарных американских преступниках 30-х годов (а это целый самостоятельный жанр, типа мюзикла или романтической комедии) не снималось уже давно. Имеется в виду — со звездами и достойным бюджетом. Из сравнительно недавних картин можно назвать «Проклятый путь» с Томом Хэнксом и Дэниелом Крейгом. Но то был чисто эстетский эксперимент Сэма Мэндеса - достаточно сказать, что в сцене самой оголтелой перестрелки звучала грустная фортепианная музыка.
И, в общем, совсем не кажется странным, что первый гангстерский фильм «нулевых», сделанный по классическим лекалам «Крестного отца» и «Неприкасаемых», было доверено снять именно Майклу Манну. Поскольку сегодня в Голливуде за мужское кино с философией, стрельбой и комком в горле вместо слез отвечает именно он. Логично, что и актеры у него снимаются соответствующие. В «Схватке» Манн с гурманским удовольствием свел в кадре Аль Пачино и Роберта Де Ниро (съевших не одну собаку на образах мафиози). В «Полиции Майами: Отдел нравов» - Коллина Фаррелла и Джейми Фокса. В «Соучастнике» в шкуре отмороженного блондинистого киллера предстал Том Круз (не самый брутальный артист на свете в чутких руках режиссера заиграл новыми красками и, по оценкам критиков, предстал одним из самых опасных кинозлодеев всех времен).
Примерно тот же фокус Манн проворачивает и с Джонни Деппом. Назвать его однозначно мужественным сложно — а это обстоятельство мало вяжется с образами культовых гангстеров 30-х годов, какими мы привыкли их видеть в кино. Однако замысел Манна оказался тоньше. И прокатчики, кажется, сами не ведали о своей прозорливости, когда переименовали Public Enemies («Враги общества») в «Джонни Д.» - из кинотеатра ты выходишь убежденным, что артистичного, харизматичного, самоуверенного и бедового Диллинджера мог сыграть только Депп.
Вот Диллинджер-Депп узнает, что его собираются перевести в тюрьму в Небраске: «Минуточку, но мне совершенно нечего делать в Небраске». Вот он развлекает народными песнями взятого в заложники полицейского. Вот запросто и без маскировки заходит в полицию, в специальный отдел по поиску самого себя, и заводит светскую беседу с полицейскими. Вот завороженно смотрит в кинотеатре гангстерскую драму с Кларком Гейблом. Еще не подозревая, что через несколько минут разыграется драма, в которой все пули достанутся ему. Скажем, Ди Каприо вряд ли потянул бы эту горючую смесь обреченности, бравады, романтики и воровского понта. Только Депп.
Майкл Манн со всей осторожностью и любовью восстанавливает в кадре быт и антураж 30-х. Почти также красивы, как Джонни, здания, аутентичные автомобили, автоматы, мужские шляпы и легкомысленные женские платья эпохи джаза. При этом фильм ни разу не старомодный. Операторская работа являет собой бурю и натиск: гиперкрупные планы чередуются с псевдодокументальной съемкой, хореография перестрелок оставляет далеко позади боевые сцены в «Крестном отце».
Депп и Америка почти столетней давности настолько хороши, сойдясь вместе, что Манну можно списать недочеты. Например, сюжетные провалы и категорически отрицательный образ главного противника-копа (в «Схватке» Манн делил симпатии поровну) — а играет его, на секундочку, Кристиан Бейл. С другой стороны, когда подругу Джонни уволакивают полицейские, он провожает ее таким взглядом и с такой тоской (а-ля Штирлиц), что думаешь: ничего более художественного от фильма как будто и не надо.
Иван Гиреев
Опубликовано в N30 (29 июля - 9 августа 2009 года)
http://www.vashdosug.ru/cinema/article/49121/***
***
Джек В. в роли Джонни Д24 июля, 04:56 | Игорь КАМИРОВ
Чтобы не путать настоящее название фильма – "Public Enemies", что у нас привыкли переводить как "Враг государства", – с одноименным (по-русски) фильмом с Венсаном Касселем в двух сериях, а также с боевиком Тони Скотта ("Enemy of the State") десятилетней давности, где играли Уилл Смитт и Джин Хэкмен, прокатчики решили назвать новое творение Майкла Манна незамысловато: "Джонни Д.".
Мол, играет Джонни Д(епп) действительно своего тезку Джона Д(иллинджера) – нам двойная выгода. Первого знают и любят все, а о знаменитом гангстере времен Великой депрессии что-то слыхали одним ухом. Но, возможно сами того не подозревая, вольные переводчики названия как нельзя лучше отразили суть картины.
Это в Америке каждая собака знает об Аль Капоне, Голландце Шульце и Джоне Диллинджере. Они знамениты ничуть не меньше своих киновоплотителей и, давно покинув наш подлунный мир, являются неотъемлемой частью заокеанского шоубиза, хотя, по сути, были подонками, грабителями и убийцами.
Но такова зрительская природа – куда как интересно смотреть на зловещие типажи, проливавшие невинную кровушку, передергивающие затвор "томми-гана" чаще, чем мы щелкаем зажигалкой, чем изучать с экрана жизнь какого-нибудь "ботана в очках", придумавшего для человечества, скажем, лекарство от пускай даже самой страшной болезни. Поэтому перед нам далеко не первая экранизация похождений великого разбойника за последние полвека.
Однако режиссер, когда-то поднявший своей "Схваткой" стандарт гангстерского триллера на определенную высоту, скорее всего, решил, что и так уже много сделал для художественного осмысления и романтизации бандитской поэтики, и пошел по нестандартному пути. Вместо эпической саги о самом известном грабителе банков, человеке, о котором ходили легенды (до сих пор многие считают его "подсадной уткой" Эдгара Гувера, будущего директора ФБР), Манн снял цифровой камерой скрупулезную псевдодокументальную биографию человека, который, хоть и прожил всего 30 лет, но, как поется в тюремной песне, "дел успел наделать уж немало..."
Синефильские экзерсисы режиссера фильму на пользу не пошли. Зачем приглашать на главные роли глянцевых звезд, если снимаешь арт-кино, не очень ясно. Да, Диллинджер был первым официальным "врагом государства №1", и загримированный Джонни Д(епп) очень на него похож внешне, но Майкл Манн интересуется подлинностью костюмов означенной эпохи куда больше, чем настоящей историей преступника-легенды. Нам посылается недвусмысленный message: интерпретация (в данном случае, кинематографическая) всегда важнее "живой жизни".
Фильм о человеке, выбирающем путь "врага государства", начинается с точки, когда печальный финал уже неминуем. Положить Д(еппа) головой в пыль ровно на том месте, где был застрелен реальный Д., – вот главная задача режиссера, блестяще воплощенная знаменитым оператором Данте Спинотти.
Вторая по значимости задача касается ФБР. Дж. Эдгар Гувер (Билли Крадап) предстает создателем страшноватой государственной полиции, и авторы недвусмысленно намекают: мол, эксплуатировал, гад, захват преступников как способ поднять популярность своей спецслужбы, предварительно пропиарив врагов насколько возможно.
До сих пор обывателя удивляет тот факт, что не отличавшийся большой изобретательностью юный Диллинджер грабил банки лишь в тот момент, когда там были мешки золота, порой пользуясь револьвером, слепленным из хлебного мякиша. Кстати, поймать преступника так и не удалось, вместо этого его тупо расстреляли во время вполне невинного похода в кино, даже не в результате столь напрашивающейся лихой погони.
Агента Мелвина Первиса, идущего по следу неуловимого Джонни Д., играет другая сопоставимая звезда Голливуда – Кристиан Бейл, а очаровательную подружку гангстера – француженка-"оскароносица" Марийон Котийяр. Это также излишня роскошь в данном случае, не более чем дань 100-миллинному бюджету. Ведь пули говорят в этом фильме больше, чем слова и взгляды. Романтическая линия дана настолько "в проброс", что остается дивиться искусству актеров, не теряющих своего лица и вызывающих симпатию, несмотря на картонный сюжет. Впрочем, режиссеру, скорее, просто повезло, поскольку высвободиться этим первоклассным артистам позволила прошлогодняя забастовка сценаристов; первоначально главного героя должен был играть несколько менее востребованный в Голливуде Леонардо Ди Каприо.
Но все же экспериментирующему с цифровыми эффектами Майклу Манну зачем-то понадобились актеры. Когда смотришь это кино, возникает лишь одна мысль: режиссер хочет провести параллель между кинопроцессом и реальной историей – Диллинджер с его способностью выкрутиться из любой ситуации настолько же продукт масскульта, как его киношный прототип. И в этом смысле русское название фильма как нельзя лучше отражает смысл происходящего на экране: убийцей и грабителем столь же легко мог быть и загримированный киногерой. Главное, чтоб грим и оружие были выполнены с документальной тщательностью. А все остальное – семечки.
http://www.utro.ru/articles/2009/07/24/827354.shtml***
***
Джонни Д:
Ревущие тридцатые «О, Джонни, я хочу, как в синематографе. Прошу тебя, сделай монтаж».
«Человек с бульвара Капуцинов» Надежда ЗАВАРОВА, 26 июля 2009
Эта рецензия основана на реальных событиях. Джон Диллинджер искусно грабил банки и нежно любил кино. Джонни Депп может любого «врага общества» сыграть так, что тот станет кумиром миллионов. Местные локализаторы — главные «бесславные ублюдки» страны. В жизни Марион Котийяр один «хороший год» идёт за другим — ей традиционно везёт с партнёрами: Рассел Кроу, Джонни Депп, Кристиан Бэйл. Последний снимается чаще, чем Мерил Стрип получает номинации на премию «Оскар», а это даже круче, чем быть бэтменом. Майкл Манн, воплотив в жизнь свой давний замысел, монтаж сделал, но получилось ли всё «как в синематографе»?
Да, потому что Манн мастерски снимает перестрелки. Нет, потому что режиссёр заставил «стрелять друг в друга» кино и цифру. На фоне этой жестокой схватки целлулоида с цифровой камерой даже противостояние обаятельного Диллинджера с тёмным рыцарем ФБР Мелвином Первисом отходит на второй план. Манн и Данте Спинотти играют на стороне сильного. Ведь, благодаря цифре, внутрикадровый монтаж можно сделать на скорости летящей пули, и картинка станет ещё реалистичнее. Это уже не жизнь врасплох, не такая желанная документальность, это зритель, застигнутый врасплох стремительностью и натуралистичностью происходящего на экране. Кино перестаёт подражать реальности, оно вдруг начинает её выражать и делает это с той необходимой долей жестокости и цинизма, чтобы тридцатые годы максимально приблизились во времени к нам сегодняшним.
Кино расстреляли в упор на глазах недоумевающих киноманов. Но 35-миллиметровая плёнка — как Чев Челиос: «она «умерла, но ей стало луше». Во-первых, в большинстве кинотеатров и на кинофестивалях «Джонни Д» всё-таки показывают с плёнки. Во-вторых, в фильме Манна гораздо больше от традиционного, плёночного кино, чем от цифрового кино-теле-гибрида. Как ни странно, Манн выбрал цифру именно для того, чтобы сделать свой фильм более кинематографичным. Плёнка создаёт атмосферу. Отсутствие плёнки тоже создаёт мир — именно такой, какой нужен Манну, где в истории из прошлого пульсирует ритм современности.
При этом, большинство зрителей даже не обратят внимание на то, что фильм снят на цифру, хотя увидят и в полной мере оценят все возможности подобной съёмки. А всё дело в том, что Манн не забывает о выразитальности кадра, о необходимости эмоционально воздействовать на публику. И его фильм удобно смотреть: камера изредка вздрагивает, но не дрожит постоянно; все ракурсы весьма традиционны, что, однако, не лишает их выразительности. Камера работает стремительно, но своеобразное легато, соединяющее действие, не прерывается ни разу. Для Манна съёмки на цифру — не самоцель, не просто техническая необходимость, а режиссёрский ход, позволяющий добиться нужного эффекта. И в этом нет самонадеянности. Есть только то, из чего всегда делается кино: режиссёрский произвол и атмосфера, которую автор сумел создать в кадре.
А погрузившись в атмосферу фильма, отчётливо понимаешь: в нём ярче, чем гангстеры и полицейские тридцатых годов, показаны современные зрители и их отношение к киногероям. Сегодня на экране нет места сентиментальным, благородным разбойникам: ни Джонни Д, ни Робину Г, ни кому бы то ни было другому. Современные преступники ни в жизни, ни на экране не ходят в кино так часто и увлечённо, как Диллинджер; не изображают Джеймса Кэгни — они даже не знают его; не говорят заложнику в банке: «Уберите деньги. Мы грабим банки, а не Вас, мистер». Они не совершают немыслимые побеги из тюрем, не предлагают возлюбленным уехать в Рио, не умирают под Рождество в объятиях любимой на лестнице у входа в церковь, как герой Кэгни из «Ревущих двадцатых» и не стараются, умирая, произнести: «Прощай, моя птичка!», как Диллинджер из «Врагов общества» Манна.
Такие герои живут теперь только в «Прогулках по Голливуду» Мартина Скорсезе. Раньше в фильмах было место сильным личностям, плачущим убийцам. «А потом погода испортилась». Сегодня не личность противостоит личности, а толпа — толпе. Попытки позаимствовать героя у прошлого не приводят к успеху, потому что его характер и манера вести себя не вписываются в современные реалии. Весь тот мир, где мужчины носили шляпы, а женщины были готовы отправиться с возлюбленными хоть на ипподром, хоть на край света, как рабовладельческий Юг после гражданской войны в США — это «цивилизация, унесённая ветром».
И современный зритель постепенно перестаёт понимать, принимать и чувствовать этот ушедший мир, перестаёт нуждаться в нём. Тогда, в 1934, вполне мог произойти эпизод, когда фэбээровцы всерьёз решали, на какой фильм пойдёт гангстер — с Ширли Темпль или с Кларком Гейблом? А представьте нынешних сдужителей закона, пытающихся понять: отправится главный подозреваемый на «Трансформеров 2» или на «Ледниковый период 3»? Не можете? Вот разве что история боящейся депортации румынской эмигрантки, которая захотела сотрудничать с ФБР, наверняка заинтересовала бы братьев Дарденнов.
Майкл Манн показывает, как безвозвратно изменились люди всего за 75 лет. Делает он это ненавязчиво: собрав на съёмочной площадке прекрасных актёров, рассказывает авантюрную историю о жестоком, но очаровательном разбойнике, который грабил банки меньше, чем за две минуты; мог зайти в полицейский участок и остаться незамеченным; мог очаровать любую девушку, а вместе с ней — журналистов и прочих законопослушных американцев.
Всему этому гангстерскому великолепию не хватает разве что зернистости плёнки и всегда притягательной глубины кадра. Ведь недостаточно видеть всё в фокусе — важно, чтобы и чувства не расфокусировались. А это возможно только с целлулоидом: цифра рациональна, она хорошо информирует, а плёнка всегда апеллирует к эмоциям, заставляет переживать. А посему: «Хотим фильму! Хотим фильму!»
До встречи в кино.
http://www.kinokadr.ru/articles/2009/07/26/publicenemy.shtml***
***
Джонни Д: Запомните меня молодымДжонну Диллинджеру было суждено прожить не долгую, но запоминающуюся жизнь. А режиссеру Майклу Манну было суждено сделать из этой легенды запоминающейся киносрез, с Джонни Деппом, Кристианом Бейлом и прекрасной атмосферой 30-х годов.
Свою историю Манн начинает с очередного побега Диллинджера. Тот бежит из тюрьмы, встречается со своей бандой и снова берется за дело, возвращая нас в манящую жизнь Америки 30-х годов. С потрясающими машинами, с шикарными женщинами и с пулеметом «Томми» – как главным адвокатом и обвинителем, во всех без исключения судебных делах.
Остановить Диллинджера пытаются все копы города. А его главным соперником становится агент Мелвин Пэрвис, и дух вездесущего Джона Гувера. Прайс, правда, как и предыдущие герои актера Кристиана Бэйла, совершенно теряется на фоне своего главного соперника. И то ли в этом как раз и заключается талант Бэйла, грамотно уйти в сторону. То ли это просто, неспособность актера создать за минимально отведенное ему время запоминающейся персонаж. Как бы там не было, Бэйл вновь остается на обочине сюжета. Оставляя все экранное время Джонни Деппу и режиссерской дотошности Майкла Манн.
Последний, как раз и сделал себе имя на фильмах о крутых ребятах. «Схватка», «Соучасник», «Крепость» - все это фильма Манна. Так же, собственно, как и биографическая драма «Али». Жесткие диалоги, события, показанные с документальной точностью – особенная черта его фильмов. И все это есть в «Джонни Д».
«Джонни Д», вообще, кажется идеальным фильмом для Майкла Манна. Джонн Диллинджер, в исполнение Деппа, проживает на экране последние недели своей жизни. Он сбегает из тюрьмы, дерзко грабит банки, отстреливается от копов, водит их за нос и в одном из баров знакомится с прекрасной Марион Котияр.
«Я родился на ферме, отец воспитывал меня кулаками. Я люблю красивую одежду, быстрые машины, кино, бейсбол и тебя», - рассказывает он ей, при первом же знакомстве. После чего теряет ее, находит и просит больше никогда его не оставлять. И Билли Фэшет остается с Диллинджером до самого конца.
А Майкл Манн продолжает свой пересказ истории. Порой, правда, совершенно забывая о героях, сосредотачиваясь исключительно на месте и действие. И когда, кто-то в очередной раз умирает (а умирают здесь много и часто) место куда упадет его тело не вызывает никакого сомнения. В реальность – он был найден именно там.
И в этом, пожалуй, и есть главная заслуга «Джонни Д». Ведь, это пусть и немного приукрашенная, но совершенно правдивая история американского гангстера №1. И узнавать о нем таким путем, и в исполнении такого великого актера, куда интересней, чем на том же канале Discovery. Да и историку Майклу Манну можно поверить - Майкл Манн знает свое дело.
http://e-movie.com.ua/recenz/45861.html***
***
Любимец Америки ("Джонни Д.")Любимец Америки ("Джонни Д.")
Чикаго, 1934 год. В кинотеатре «Biograph» на Линкольн-авеню крутят фильм «Манхэттенская мелодрама» с Кларком Гэйблом. В зале сидит человек, известный на всю Америку, с которого был списан персонаж Гэйбла в этом фильме. На улице – с десяток агентов ФБР, вооруженных пистолетами, которым дано личное указание Гувера не арестовывать сидящего в кинотеатре человека, а расстрелять на месте. Близится самый драматический эпизод биографии популярного грабителя банков Джона Диллинджера, про которого режиссер «Схватки» и «Соучастника» Майкл Манн снял свой новый фильм «Джонни Д».
«Джонни Д» идёт два с лишним часа, и за это время на экране проходят четырнадцать месяцев из жизни американского гангстера Джона Диллинджера, которого сыграл в фильме Джонни Депп. Майкл Манн, которого достоверность происходящего и профессионализм героев всегда интересовали больше, чем мораль и экранная зрелищность, сделал в новой картине ставку на погружение зрителя в атмосферу американских 1930-х и в эмоциональную сферу жизни Диллинджера.
Как ограбление банка, «Джонни Д» ищет подготовленных. Идя на этот фильм, нужно иметь хотя бы минимум знаний про Диллинджера, Гувера, гангстерские войны в Америке и историю рождения ФБР. Случайный зритель не обнаружит в «Джонни Д» ничего нового – кроме разве что ошеломляющего эффекта присутствия, обеспеченного цифровыми HD-камерами и документальным стилем съемки (когда на экране палят из «Томми-ганов» с одной руки, как будто сам чувствуешь отдачу).
Для поверхностного взгляда «Джонни Д» - довольно банальная история про обаятельного гангстера, который влюбился в гардеробщицу, а им все мешали (особенно скучный тип в шляпе по имени Мелвин Первис – блестяще, кстати, сыгранный Кристианом Бэйлом). События изложены почти сумбурно: вот Диллинджер с бандой бежит из тюрьмы, вот грабит банк, оставляя кассиру его пятёрку («Мы пришли за деньгами банка»), смотрит скачки, громко палит словно у тебя над ухом из автомата Томпсона. Яркие финальные сцены несколько разнообразят впечатление предсказуемости, но в целом неподготовленному зрителю на «Джонни Д» нечего ловить.
Тем, кто сколько-нибудь знает про Диллинджера и ФБР, фильм откроется совсем другой стороной: на таких зрителей с экрана дышит легенда. Джон Диллинджер в 30-е был таким же популярным, как сейчас Джонни Депп: про него весной 1934-го писали больше, чем про Обаму в 2008-м. Он был социопат: мог одолжить заложнице при ограблении банка своё пальто, а потом возвращался и в упор всаживал целую обойму пуль в полицейского, который трижды попал ему в бронежилет. Полиция в США тогда действовала только в пределах штата, а ФБР еще начинало укрепляться – и гангстеры, включая Диллинджера, совершали дерзкие налёты и уходили от погони на самых мощных машинах вроде Форда В с двигателем V8 – либо расстреливали полицейских из скорострельных «Томми-ганов». Эдгар Гувер объявил преступности войну – и за двадцать месяцев агенты молодого ФБР перестреляли почти всех гангстеров в Америке.
В фильмах Майкла Манна всегда фигурировала тема конфликта человека-личности с корпорацией-человекорезкой, созданной вроде теми же людьми, но превратившейся во что-то неживое, античеловеческое, преследующее словно собственные гигантоманские интересы. Вооружив профессионализмом и доблестью своих героев, Манн выталкивает их на арену гладиаторской борьбы с системами, в которых личность потеряла своё центральное значение. Порой торжествуют личности и взаимное уважение («Схватка», «Свой человек»), порой – система, в каком бы виде она ни выступала («Полиция Майами», «Соучастник», «Джонни Д»).
Личностью Диллинджера режиссер интересовался уже давно: еще в 70-е он сделал набросок сценария про популярного бандита. Тогда проект был отложен, но в начале 2000-х ФБР рассекретило архивы про гангстерские войны – и вышел документальный роман писателя и публициста Брайана Бэрроу «Враги общества: Величайшая волна преступности в Америке и рождение ФБР». Вдохновленный книгой, Майкл Манн снял давно задуманный фильм.
Страшная ирония «Public Enemies» отражена в названии (оригинальном, а не коммерческой пошлятине локализаторов - «Джонни Д»): врагом общества номер один Эдгар Гувер «назначил» самого обаятельного из гангстеров, которого общество любило едва ли не сильнее, чем нынешних рок-звёзд. А методы набирающего силу Бюро заставляют сомневаться: кто был врагом общества на самом деле, и какой линейкой вообще мерить ценности общества и личности?
Диллинджер хотел, чтобы его любили, и был фактически настоящей рок-звездой, когда в мире еще не было рок-звезд. В конечном счете он добился своего: после стольких лет замалчивания (Гувер не хотел делиться славой) и долгого погребения в архивах Брайан Бэрроу вынес на свет правду о гангстерских войнах, а Майкл Манн снял про Диллинджера великий фильм. Главный поп-гангстер всех времен в нём предстает живым и настоящим: прямым, открытым, плачущим в машине после ареста любимой девушки, – и весь мир, жуя, наблюдает за его смертью.
Автор: Дмитрий 'Римайер' Жигалов
24.07.2009
http://www.kinonews.ru/article_4331/***
***