Ромовый дневник/ The Rum DiaryСергей Мезенов, 21 октября
«Ромовый дневник» — плод любви Джонни Деппа к исполнению ролей альтер эго Хантера Томпсона. Занятию, которое он любит почти настолько же, насколько и изображать одного немного расторможенного морского разбойника. Хотя если чисто статистически, то не примерно настолько же, а ровно в два раза меньше — капитана Джека Воробья Депп сыграл уже четырежды, а главных героев томпсоновских романов пока играет всего второй раз. Сначала это был, понятно, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», а теперь вот и «Ромовый дневник».
Несмотря на то, что соблазн свести «Ромовый дневник» к наглядной демонстрации того, что Деппу известен примерно миллион разных интересных способов выразительно приподнимать брови, был весьма велик, главный герой этой экранизации всё-таки не совсем он. Это сценарист и режиссер Брюс Робинсон, прекрасный человек, когда-то снявший эталонную английскую алкоголическую комедию «Витнэйл и я», и возвращающийся с «Дневником» из творческой комы, растянувшейся на полтора десятка лет. Видимо, бывают на свете и такие специальные таланты — снимать раз в двадцать лет по хорошему фильму про алкоголиков и придурков (и, что не очень объяснимо, петухов).
В «Ромовом дневнике», первом романе Томпсона, в качестве альтер эго выступает молодой журналист тире писатель-неудачник Пол Кэмп (Депп), который приезжает в Пуэрто-Рико трудиться фрилансером в местной газетенке «Звезда Сан-Хуана». Здесь он попадает в странный, зависший в вечной неловкой паузе между двумя культурами — испаноязычной местной и английской пришлой — мир пьющих полубезумных журналистов, лоснящихся местечковых магнатов, ходящего в лохмотьях местного населения, на которое всем наплевать, и бесконечного рома.
Как можно догадаться из названия, переход альтер эго автора с жестко-алкоголической на тяжело-наркотическую диету ещё не осуществился — так что общий градус затяжного безумия по сравнению со «Страхом и ненавистью в Лас-Вегасе» здесь всё-таки немножко пожиже. Но только по сравнению — с любых других, более-менее здравых или вменяемых позиций, герои «Дневника» прожигают свою жизнь с немыслимой скоростью, дьявольским усердием и поистине безграничной фантазией.
Интересно тут вот что — Робинсон, отправляясь в поход по веселым ухабам алкоголического делирия на лоне тропической природы, не столько стремится живописать его, сколько с порога берёт неожиданно меланхоличную интонацию. Поначалу эта общая сдержанность картины немного настораживает, но в конечном итоге именно благодаря ей «Ромовый дневник» выигрывает в финале по очкам. По крайней мере, когда во второй половине фильма сюжет предлагает Кэмпу перевоплощаться из одухотворенно-неутомимого пьяницы в борца с безграничной жадностью толстосумов за права угнетенных и брошенных, именно эта меланхоличность не позволяет фильму превратиться вдруг на ровном месте в чересчур праведную агитку.
В том, что меланхоличность Робинсона распространяется и на задорное пьянство, и на борьбу за правое дело, видится некоторая режиссерская прозорливость и мудрость. Ласково улыбаясь, он как бы говорит нам — не очень важно, что именно ты делаешь, бухаешь ли беспробудно или бьёшься с мировой несправедливостью, исход в конечном итоге предполагается один и тот же (фильм венчается титром с посвящением памяти Томпсона, где фигурируют годы его жизни).
Но это вовсе не повод немедля сесть на попу и не делать вообще ничего — наоборот, это повод немедля с попы вскочить и начать делать вообще всё. Бухать, прожигать жизнь, бороться с несправедливостью, тырить яхты, вламываться на завод по изготовлению рома, уводить чужих девушек и мчаться с ними на машине с открытым верхом на полной скорости прямо в океан, далее до бесконечности. От «Ромового дневника» и правда хочется одного — немедля ко всем этим прекрасным занятиям приступить.
Вердикт Кочерыжкина — славная и правильно сдержанная экранизация Хантера Томпсона; а заодно и то самое напоминание о том, как хорош может быть Депп, когда играет реальных взрослых людей, которого нам так давно не хватало.http://newslab.ru/review/411442****
****
«Ромовый дневник»: В начале славных делМаргарита Васильева, 20.10.2011
Премьера экранизации первого романа основателя гонзо-журналистики, культового американского писателя Хантера С. Томпсона многократно откладывалась. И вот, наконец, 20 октября 2011 года картина «Ромовый дневник» стартует в мировом и российском прокате (дистрибьютор – «Парадиз»). Как и в прославленном «Страхе и Отвращении в Лас-Вегасе», главный герой кинематографического повествования – сам Хантер Томпсон, а его роль снова исполняет Джонни Депп.
При жизни эпатажного писателя актер успел стать не только его хорошим другом, но и официальным кинематографическим альтер-эго. Несомненно, «Ромовый дневник» для Деппа - проект личный и важный. Фильм снят с большим уважением к погибшему в 2005 году писателю и, может быть, получился слишком аккуратным для биографии такой взрывоопасной фигуры, какой был Томпсон.
В целом, эта аккуратность совершенно не вредит ленте, а помогает избежать неминуемых сравнений со «Страхом и Отвращением». Тридцатилетний журналист Пол Кэмп (он же – молодой Хантер Томпсон) сыгран Джонни Деппом без оглядки на полубезумного Рауля Дюка (то есть зрелого Томпсона) из картины Гиллиама. О том, что это для актера уже вторая роль отца жанра «гонзо», забываешь с первых кадров, как и о том, что реальный Депп почти на 20 лет старше своего персонажа в "Ромовом дневнике". Согласитесь, большая актерская заслуга.
Фильм получился этакой приятной ретро-комедией, дотошно, но без буквализма передающей буйный дух надвигавшихся шестидесятых. Здесь нет длительных наркотических трипов, хроникой которых, по сути, является сюрреалистическая картина Гиллиама. Вероятно, её поклонников и знатоков творчества Хантера С. Томпсона разочарует, что в «Ромовом дневнике» показана всего одна (и та необязательная) галлюцинация. Но, похоже, создателей фильма волновала не возможная реакция фанатов «Страха и Отвращения в Лас-Вегасе», а кое-что другое. Им удалось изобразить Томпсона не карикатурным искателем приключений, у которого в крови вся система Менделеева, а по-настоящему славным парнем на пороге больших свершений. Нет, герой, конечно, с алкоголем «на ты», в абсурдные ситуации попадает регулярно, но хрестоматийный ром всё же не становится главным «действующим лицом». Пол Кэмп ищет не столько приключений, сколько самого себя. Он проходит через множество не всегда совместимых с жизнью комических ситуаций, чтобы открыть свое подлинное предназначение и обрести авторский стиль. Так, из желания служить верой и правдой всем благородным маргиналам и обличать пороки сытых заложников американской мечты родился жанр «гонзо». Так славный парень Хантер Томпсон приблизился к прославленному Хантеру С. Томпсону.
Эта одухотворяющая история с ароматом рома вряд ли получилась бы без талантливых актеров, взявшихся за её воплощение. Многоликий Джонни Депп и сотоварищи составили безукоризненный ансамбль. Чего стоит хотя бы Джованни Рибизи, который так вжился в образ бродяги-обозревателя криминальных и религиозных (!) происшествий, что сразу разглядеть за ним обаятельного актера вряд ли удастся. Приглашение на главную женскую роль красавицы Амбер Хёрд – однозначное попадание в десятку. Но не буду излишне распространяться о том, как убедительно она сыграла роковую белокурую любовь Хантера Томпсона. Сохраню интригу для мужской аудитории.
http://www.proficinema.ru/distribution/rev...l.php?ID=114929****
****
Василий Марин, журнал "The Movie"
Рецензия на фильм «Ромовый дневник»18 октября 2011
«Жизнь должна быть путешествием до могилы не с намерением прибыть в сохранности и красивом, хорошо сохранившемся теле, а скорее въехать с заносом, в клубах дыма, полностью вымотанным и изношенным, громко провозглашая — «Вот это поездка!» —
Хантер С. Томпсон (здесь и далее).
Роман «Ромовый дневник» был написан Томпсоном ещё в 1959-ом году, однако был издан лишь спустя сорок лет, при этом, судя по слухам, фактом его публикации мы, не в последнею очередь, обязаны Джонни Деппу, который, обнаружив забытую рукопись, уговорил Хантера выпустить его в свет, при этом сразу нацелившись на возможную экранизацию. Проект разрабатывался долго, настолько долго, что сам Хантер Томпсон, к сожалению, уже не сможет увидеть экранизацию своего произведения. Писатель ушёл из жизни в 2005 году, и создатели снимали ленту уже как дань его памяти.
Сюжет строится вокруг молодого журналиста Пола Кэмпа, с момента его прибытия в Пуэрто-Рико, где он намерен писать для местной газеты. У Кэмпа за плечами два неопубликованных романа, и он рассматривает журналистику как способ держаться на плаву. Покидая Нью-Йорк, он надеется найти спокойное место, где сможет отдохнуть, и, возможно, снова начать писать, но Пуэрто-Рико, как он выяснит в последствии, не слишком попадает под это определение. Если бы только Кэмп мог быть как большинство; молча делать свою работу и не замечать того, что происходит вокруг, не видеть связи между голодными детьми, роющимися в мусоре на улицах, и начищенными до блеска позолоченными табличками на дверях банков… Пол Кэмп далеко не святой, он склонен к алкоголизму и патологическому саморазрушению, но он обладает обострённым чувством справедливости, и считает, что люди должны знать правду.
«Человеку, мешкающему с выбором, неизбежно придется довольствоваться выбором, сделанным за него обстоятельствами»Роман во многом автобиографичен, и основывается на периоде жизни Хантера Томпсона, когда он, в 1960-ом году, в возрасте 23 лет, прибыл в Сан-Хуан, что бы занять должность спортивного обозревателя местного издания. Между фильмом и романом есть несколько существенных различий, однако, при адаптации книги, Брюсу Робинсону действительно удалось вывести и подчеркнуть её основную суть, при этом проведя параллели между реальным Томпсоном, и Кэмпом, героем его романа. При этом, Робинсон подошёл к процессу весьма творчески, оставив лишь пару-тройку оригинальных диалогов из книги, и внеся дополнительные существенные изменения; в частности, из сценария был исключён такой персонаж как Йемон (в романе Шено была его девушкой). Всё это, тем не менее, позволило сделать фильм самостоятельным, а главное — цельным, и при этом внятно передать основной посыл книги. Интересно ещё то, что по части эмоционального накала — все ключевые элементы сюжета остались на своём месте, и делают своё дело.
Джонни Депп, являясь близким другом Хантера Томпсона отнёсся к проекту со всей серьёзностью и направил его в нужное русло в качестве продюсера, уговорив Брюса Робинсона не только написать сценарий, но и занять режиссёрское кресло. Депп, конечно же, и сыграл роль Пола Кэмпа, и именно такие его роли (а не участие в «пиратской» франшизе и тому подобных проектах) дают нам в полной мере ощутить его талант. Ему поразительно удалось совместить на экране Кэмпа и Томпсона, причём, не того Томпсона, который написал «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», а молодого Томпсона, немного наивного, находящегося в начале пути, лишь ещё только нащупывающего свой литературный стиль, который сформируется в последствии. Его перфоманс хочется сравнить с Питером Уэллером в роли Билла Ли в «Голом завтраке» у Кроненберга — такое же поразительное совмещение характеров писателя и его героя.
Что касается остальных актёров, и самого кастинга — всё более чем удачно. Роль Шено досталась Эмбер Хёрд, после весёлой, но не серьёзной «Сумасшедшей езды» и унылой «Палаты» в этом году ей наконец-то выпал шанс показать себя в драматической роли, пусть в не слишком большой но многозначительной. Аарон Экхарт в роли Сандерсона смотрится безупречно. Боб Сала в исполнении Майкла Рисполи был весьма харизматичен со своими петушками. Но самый запоминающийся персонаж, это, безусловно, Моберг, в исполнении Джованни Рибизи, любитель «четырёхсот градусного» спирта. Один взгляд его постоянно влажных от алкоголя глаз уже завораживает зрителя, а уж о части юмора, приходящегося на его долю и говорить не стоит.
«Именно напряжение между двумя этими полюсами — неугомонным идеализмом с одной стороны и ощущением неминуемого рока с другой — и держало меня на ногах.»В целом, «Ромовый дневник» — смешной, забавный и остроумный фильм, тем не менее, на полном серьёзе поднимающий темы коррупции, алчности и корысти; и губительного идеализма, противостоящего им, и даже содержащий лёгкую романтическую составляющую. Экранизация получилась превосходной. Как бы то ни было, создатели реализовали свою задумку в полной мере, а именно — сняли блистательный трибьют талантливому писателю и легендарному журналисту.
http://the-movie.ru/?p=5732****
****
Станислав Зельвенский, журнал "Афиша"
Ромовый дневник11 октября
Уютная экранизация Хантера С.ТомпсонаВ 1960 году молодой журналист Пол Кемп (Депп) приезжает в Пуэрто-Рико, чтобы работать в местной англоязычной газете «Сан-Хуан Стар» и искать свой писательский голос. Газета, кажется, вот-вот закроется, сотрудники спиваются или уже спились. Кемпа с порога коррумпирует отвратительно преуспевающий пиарщик (Экхарт), который обслуживает сделку американских империалистов по застройке живописного острова. Вдобавок он влюбляется в легкомысленную герлфренд пиарщика (Херд), спьяну перепутав ее с русалкой.
За 10 лет, которые Депп потратил на то, чтобы ранний роман Хантера С.Томпсона, опубликованный только в конце 90-х, был экранизирован, актер вплотную приблизился к полтиннику, а герой так и остался тридцатилетним, но об этом, надо признать, вспоминаешь только в начале и только с завистливым удивлением. Важнее — в актерском смысле — то, что Деппу хватило тонкости не дублировать своего героя из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Пол Кемп (который, строго говоря, и не Томпсон — но только очень строго) в фильме — довольно тихий и, в общем, трогательный молодой человек, который — да, пьет, но не опохмеляется, конфликтов не ищет, и самое страшное его безобразие — они с приятелем недоплатили в местном баре за ром. Единственная сцена, связанная с наркотиками, кажется скорее необязательным приветом Терри Гиллиаму, чем элементом осмысленной истории. Эта сдержанность — тем неожиданнее, что, во-первых, в тексте ее нет и в помине, а во-вторых, режиссер Робинсон — автор фильма «Уитнэйл и я», с 1992 года ничего не снявший, но много выпивший, — сам по себе крайне занятная фигура. Тем не менее факт: «Дневник» — аккуратное, эстетически, да и этически консервативное, во всех отношениях приятное кино. Одной рукой нежно приобнять блондинку, другой разоблачить американских толстосумов, предварительно хорошо погуляв за их счет, трехкопеечный мачизм, расхлябанный сюжет — Робинсон полностью вырезал одного из трех главных персонажей «Дневника», но в контурах остался верен этому не самому, прямо скажем, выдающемуся на свете тексту. Впрочем, автор «Уитнэйла» добавил от себя милые ретродетали (герои смотрят предвыборные дебаты Никсон — Кеннеди, Кемп уверенно говорит: «ирландский парень победит; я пишу гороскопы») и всякую симпатичную довлатовщину — самогонный аппарат, глотание поутру воды из аквариума, Джованни Рибизи с пластинками Гитлера и т.д. Из-за того что фильму волей-неволей приходится служить еще и надгробием Томпсону, к финалу он заметно сдувается — из альтер эго вдруг начинает переть какой-то опереточный идеализм — но это хочется списать на похмельную трепетность.
http://www.afisha.ru/personalpage/191661/review/392252/****
****
Поверь в мечту20.10.2011 Текст: Фаина Фардо, Film.ru
Кино для тех, кто все еще верит, что американская мечта, это не яркое рекламное объявление.Писатель-неудачник Пол Кэмп (Депп), зарабатывающий журналистикой себе на хлеб с маслом, переезжает из Нью-Йорка в Пуэрто-Рико и устраивается в местную газету, главный редактор которой просит нового сотрудника всего-навсего писать и не напиваться. Первое у Кэмпа получается не очень, второе не получается совсем. Однако настоящие проблемы еще впереди...Джонни Депп, дебютировавший с "Ромовым дневником" как продюсер, решил показать миру изнанку американской мечты на примере Хантера С. Томпсона, чей одноименный роман был положен в основу сценария. За фасадом успеха и благополучия он обнаружил потемкинские деревни. Газеты существуют за счет рекламы, мерзавцы зарабатывают миллионы на обмане, а простому работящему парню, желающим поведать людям правду, затыкают рот. Что еще остается? Миксовать крепкие спиртные напитки у себя в желудке — в этом Пол Кэмп весьма преуспел. Правда, когда Моберг (Джованни Рибизи) — его бомжеватого вида коллега и, по меткому замечанию главреда, "напрасная трата спермы" — приносит 470-градусный ром, даже видавший виды Кэмп ему не верит. Ничего, дальше будет еще чудесатее...
"Ромовый дневник" — это своеобразный экзерсис о том, как повернуть время вспять. Любопытно, что Депп играет альтер-эго Хантера С. Томпсона уже второй раз. Тринадцать лет назад в фильме "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" он предстал перед зрителем в образе Томпсона, каким тот был в 1971 году, сейчас же перевоплотился в мастера гонзо-журналистики образца 1960-го года. Недаром Депп говорил, что для воплощения роли ему пришлось украсть душу Томпсона, перед этим пару месяц прожив в "темнице" (темной комнате) писателя. Но, в отличие от эстетского "Страха и ненависти в Лас-Вегасе", "Ромовый дневник" — это своего рода кино для людей. Здесь все проще и понятнее, но, в то же время, безнадежнее — как в смысле содержания, так и в плане самого фильма. Хотя, вопреки идеологии ленты, финал и свидетельствует о торжестве пресловутой американской мечты, она, как и сама картина, оказывается пресной и не вполне соответствует многообещающей упаковке и рекламным обещаниям. Впрочем, обманутые ожидания, как известно, — дело рук самих ожидающих.
http://www.film.ru/article.asp?id=6675****
****
Пьянство пьянству рознь 19.10.11 17:02 —
ТЕКСТ: Владимир Лященко
Молодой писатель на пороге творческого кризиса Пол Кемп (Джонни Депп) перебирается из Нью-Йорка в Сан-Хуан, Пуэрто-Рико, где устраивается поденщиком в местную англоязычную газету. В процессе адаптации Пол много пьет, сводит дружбу с коллегой Бобом Саласом (Майкл Рисполи), узнает, что издание едва держится на плаву, впутывается в одну из афер дельца и плейбоя Сандерсона (Аарон Экхарт), пьет еще больше и переселяется из отеля в конуру с бойцовыми петухами и речами Гитлера на виниле. Первых держит Боб, вторые принадлежат соседу Мобергу (Джованни Рибизи), служащему живым (правильнее было бы сказать – еще живым) напоминанием о возможных последствиях злоупотребления ромом. Впрочем, настоящую опасность сулит не алкоголь, а красивая и общительная девица (Эмбер Хёрд), которая однажды ночью выныривает из-под катамарана Пола.
К экранизации раннего, но опубликованного только в конце 1990-х романа Хантера С. Томпсона киноиндустрия подбиралась с момента выхода в печать, но раз за разом что-то тормозило процесс — как-то раз еще живой автор даже направил продюсеру факс, который начинался словами «ОК, ленивая ты сука, я устал уже от этой зашкаливающей е..тни, которую ты устроила с «Ромовым дневником»...» и заканчивался пожеланием отбить руки адресату, если та не ускорится с запуском картины в производство.
В итоге Томпсон до съемок не дожил, продюсеры и участники сменились, но остался Джонни Депп. Именно он доверил написать и поставить фильм не самому известному английскому режиссеру Брюсу Робинсону. Тот два десятка лет назад снял всего три фильма, первый из которых, «Уитнэйл и я», остается одним из самых важных киновысказываний о беспробудном и беспросветном пьянстве. Робинсон был знаком с предметом не понаслышке: в самые мрачные годы, по собственному признанию, он выпивал по пять-шесть бутылок красного в день, но к моменту, когда его нашел Депп, уже несколько лет был в завязке. Для «Дневника» пришлось развязаться уже на стадии написания сценария. По собственному признанию режиссера, он снова стал выпивать: без бутылки в день сценарий не продвигался.
Тут можно было бы вообразить, какая – с учетом этих обстоятельств, – страшная вакханалия могла бы получиться в результате на экране. Но нет — вместо этого у Робинсона с Деппом вышли аккуратные ретро-каникулы. Герой Деппа в «Ромовом дневнике» – это еще не его же герой в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе»: за тем и другим стоит, конечно, фигура автора (то есть Хантера Томпсона), но в разные годы жизни и в разной степени автобиографической достоверности.
Перебрав накануне, Пол довольно долго отказывается от спиртного, а его знакомство с психотропными веществами пока заканчивается лишь скромной галлюцинацией и столь же скромным философским открытием. В сущности,
это кино про романтика, который уже достаточно скептичен для того, чтобы частенько прикладываться к бутылке и предрекать гибель Кеннеди, но все еще готов влюбиться в русалку и бороться с акулами капитализма печатным словом.
Еще меньше, чем на «Страх и ненависть», «Дневник» Робинсона похож на его дебютный шедевр. Пьянство пьянству рознь. Одно дело – непросыхающие безработные актеры из лондонского Кэмдэна конца 1960-х. Другое — американцы на Карибах в самом начале того же десятилетия. Мощь «Уитнэйла» воплощалась в ошалевших глазах Ричарда Гранта и Пола Макганна, окружавшая их героев реальность не очень-то располагала к перерывам в приеме спиртного, ожидание часа, когда откроются пабы, было пыткой, а вылазка на природу закономерно оборачивалась гротескной катастрофой. Сменить убитую квартиру на непротопленный дом среди английских топей и хлябей — не самый очевидный путь к спасению.
Какие же поводы пить у тех, кого занесло в Пуэрто-Рико? Поиск собственного голоса в литературе? Утрата идеалов? Экзистенциальный кризис? Баловство, да и только. Это совсем другие отношения с выпивкой.
В «Ромовом дневнике» пьют, потому что эстетика упадка отлично оттеняет роскошь дорогих автомобилей, а опьянение позволяет соскальзывать в карнавал. Ну или хотя бы дарит иллюзию причастности к нему.
А если комфорт окажется под угрозой, всегда можно переодеться в костюм поприличнее и выйти на океанский пляж с красоткой. Вот и Робинсон теперь говорит, что перебрался бы из своего Херефордшира в Лос-Анджелес.
http://www.gazeta.ru/culture/2011/10/19/a_3806610.shtml****
****