о создании «Ранго» и несколько слов о его следующем фильме «Одинокий рейнджер».
Беседовал Эдвард Даглас(Edward Douglas), 16 декабря 2011 года.
Все началось с предпосылки,которой была идея сделать вестерн с пустынными существами. Тогда это было естественной эволюцией – до того,как в проект пришел Джон Логан. Мы рассматривали все с Дэвидом Шеннаном(иллюстратор) и Джоном Карлосом(продюсер) на завтраке в Art’s Deli. Я написал 12-страничный набросок и он лежал на полке,пока я снимал парочку фильмов. Набросок выглядел следующим образом: «Так,у нас должен быть один аутсайдер, протагонист. Это должен быть человек без имени,который приходит в город,и что если он будет ящерицей? Если так, то она должна быть водной. Если она водное существо, тогда это должен быть хамелеон. А если это хамелеон, он должен быть актером. И если он актер, у него должны быть проблемы». Вот так, шаг за шагом, в зачаточном состоянии, положилось начало целому фильму. После «Пиратов-2», я отнес этот набросок Джону Логану(сценарист). Его по-настоящему зацепил поиск собственного «я». Джон – фанат вестернов,но он также хорошо осведемлен в мифологии, Гомере и Шекспире и он давал нам оставаться правильными в драматургическом плане. Джим Биркит - автор истории и я зацикливались на абсурдном юморе, поэтому он основательно выправил повествование.
Вы работали с Джоном Логаном раньше?
Он очень многое сделал, когда я был в DreamWorks. Мы никогда не работали вместе ,но мы временами сталкивались с ним на работе,и мне он всегда нравился. Я знал,что он очень, очень хороший писатель, но также отличный парень,чтобы вместе работать. Если честно, я был очень удивлен, когда мы с ним поговорили. Он сказал: «Нам нужно найти что-то, чтобы поработать вместе». Я ответил: «Ну, ты наверное не захочешь этого делать, но у меня есть одна идея для анимационного фильма». Пока я объяснял ему, я думал, что его цепляет кризис выживания протагониста, и когда он все прояснил, он сразу же сказал: «Я хочу этим заняться». Ну а тогда я снимал два фильма с Джонни, и все время говорил ему : «У меня есть проект с ящерицей», как мы стали его потом называть. Я просто сказал: «Я хочу сделать этот анимационный фильм. У меня есть ящерица. Это вестерн. Она не знает, кто она. Мне бы хотелось, чтобы ты...». А Джонни: «Здорово! Давай сделаем это. Звучит очень интересно». Итак, он в самом деле присоединился к проекту, с его стороны это было огромным проявлением доверия, и он присутствовал у нас в виде ящерицы. Не смотря на то, что его не было с нами в течении 18 месяцев, когда мы разрабатывали мультипликационные рисунки, он был с нами в силу того... ну, мы с ним так много работали вместе, что все было создано на том, что он делает так хорошо. Мы говорили: «Так, если в настоящей жизни ты немножко Эдвард руки-ножницы, немножко Эд Вуд, немножко Джек Воробей, и все другие персонажи, то сколько пространства остается Джонни Деппу? Кем является сам Джонни Депп?» Знаете, это выглядит немного навязчиво.
Вы когда-либо предлагали свой проект Диснею или DreamWork Animation, или вам всегда хотелось сделать это самому вместе с ILM?
Это было забавно, потому что никто из нас никогда не делал анимационного фильма раньше, поэтому мы не знали с чего начинать. Джон Логан сказал: «До того, как мы пойдем в какую-нибудь студию, почему бы нам не обратиться к Грэму(продюсер)?» Он работал с Грэмом Кингом над «Авиатором». Джон и я пошли к нему. Он сказал: «Я не занимаюсь анимационными фильмами». А мы в свою очередь: «Не волнуйтесь, мы все решим». Мы убедили его выделить нам достаточно денег, чтобы разработать мультипликационные рисунки, на которые мы потратили 18 месяцев в моем старом доме на холмах в Пасадене, с Крэшом МакКрири, Дэйвом Шенноном, Югеном Елчином(художники) и Джимом Биркитом, нас было семеро и мы выходили только за покупкой хотдогов. Наш продюсер Адам Крамер был скульптором, и мы начали делать скульптуры и иллюстрацию. Логан приходил со страницами готовой работы, и мы читали это в микрофон, мы ставили все голоса. Мы делали финальный монтаж, собирали вместе все рисунки, смотрели на них, нам они не нравились, и мы начинали снова. Были гитары, была маленькая студия, мы написали несколько песен. За полтора года это было невероятно низкого качества, невероятно дешевым,но наверное самым веселым занятием для меня. Мы усердно работали, парни играли настольный футбол,потом снова возвращались к работе. После всех «Пиратов», это было прекрасно просто сесть и сказать: «Мы делаем это. Мы не спрашиваем ни у кого разрешения. Мы просто собираемся снять этот фильм». После 18 месяцев, у нас была полная зарисовка и мы начали фазу переговоров с ILM(Industrial Light&Magic). Мы знали, что мы будем делать это именно с ними, потому что я столько кадров сделал с ними, и я знал как все происходит, знал там Тима и Джона, всех ребят.
Значит, вы сделали все зарисовки до того, как привлекли к процессу ILM?
Да. Итак, всего было 3 этапа: 18 месяцев для зарисовки кадров, 20 дней записи с актерами и другие 18 месяцев работы с ILM. Мы начали составлять бюджет для претворения в жизнь зарисовок. Я думал, что у студии Fox есть Blue Sky, у Диснея есть Pixar. У Sony есть свой анимационный отдел, а у Warner Brothers есть Animal Logic. Поэтому, я подумал, что Paramount будет хорошим выбором. Также у них есть Никелодеон, и они могут устроить маркетинг для анимационного фильма, и они делали анимационный фильм с DreamWorks. Я позвонил Брэду Грею(глава студии Paramount) и попросил зайти ко мне, он зашел в дом, спотыкаясь,через прачечную – монтажная была в прачечной – и у него был вопросительный вид: «Где я?». Я сказал: «Держись покрепче» и показал ему все рисунки на стенах и поставил ему финальную версию и сказал: «Джонни с нами. Мы хотим это сделать». Он немного подумал и сказал: «Ладно».
Кто-нибудь из вас подумал: «Это может быть немного странным или губительным для детей, и может плохо повлиять на их разум?» Было ли это фактором или вы просто хотели сделать это,и позволить проекту найти своих зрителей?
Я всегда начинал со слов: «Это странная и губительная вещь,и необязательна к просмотру детям». Это было моей вступительной репликой. «Окей, я просто даю вам знать, до того как вы это посмотрите». То есть, после трех с половиной лет, когда проект поступил в маркетинговый отдел, люди были предупреждены. Тогда, два с половиной года назад я сказал: «Ребята, это то,что мы делаем. Анимация – это не жанр. Это техника для подачи истории. Она может быть чем-то большим». Но было уже поздно. Это не было чем-то вроде плана Макиавелли. Вообще, то, что делает Pixar – это прекрасно. И то, что делает Blue Sky тоже. Для DreamWorks, как и для остальных, бизнес-модель «Приводите своих шестилетних детей и все будет окей» вполне удовлетворительна. Думаю, мы находимся позади них. Все, что они делают, делают невероятно хорошо...
Что в свою очередь, немного иронично,потому что, многие люди говорят, что «Ранго» - лучший анимационный фильм года, а мультфильмом «Делай ноги» студии Pixar все были разочарованы. Это просто удивительно, что все эти студии, которые делают анимацию ради денег, выпустили фильмы, которые не имеют общую связь с людьми. Может мы и не можем сказать это по бокс-офису, но если поговорить с людьми...
Думаю, вы клоните к проблемем с сиквелами. В конце концов, зрителям нужно что-то новое. Бизнес-модель с франшизами такова, что здесь риск минимален, потому что у тебя уже есть показатели, а студии любят их.
Я говорил с Сэмом Шепардом(американский режиссер, актер, драматург) и он рассказывал о том, как в детстве любил вестерны, и в некотором роде, этот фильм может познакомить детей с ними, даже если это немного сложновато. Но они могут посмотреть это и им могут понравиться тип истории и персонажей.
Это зависит от ребенка. Когда люди говорят о возрастных категориях, я склонен думать, что это зависит от самого человека. Меня не заботит, вам 6 лет или 90, я хочу сказать, что есть дети, которым это может понравиться и наоборот.
Но когда вы приступали к этому, вы знали, что делаете фильм, необязательный к просмотру детям.
Все, что мы знали в то время, было то, что мы должны были сделать мультипликационные зарисовки. То, что делает Pixar, это очень,очень умелая вещь. Мы просто сделали это на очень скудном уровне, потому что, когда мы начали претворять его в жизнь, я должен был быть в состоянии пойти к ILM. В начале у нас все шло традиционным путем, но когда пришло время записи голосов, мы свернули на нетрадиционный путь из-за страха «Почему бросать технику, которая используется в обычных фильмах, когда ты собираешь актеров вместе и даешь им реагировать на друг друга». Мне было чуждым не поступить так. После пришло время использовать студию визуальных эффектов. Надо было переходить от менталитета одного кадра, на тот, что мы использовали работая над Дэйви Джонсом и другими, это как бы – «Здесь рисунки. А здесь 3 кадра, над которыми ты работаешь вне контекста» - менталитету целостности: «Мы работаем над целым фильмом». Проводя время с Халом и другими аниматорами, я говорил: «Не думай о своем кадре. Думай о реакции. Откуда мы идем? Он выходит из комнаты. Где он был? Каково его эмоциональное состояние, когда он заходит в эту комнату, произнося свою реплику? Он лжет, но он также надеется, что люди купятся на это, поэтому маленькое сокращение мышцы под глазом в конце реплики становится очень важным». Должен сказать, что эти аниматоры были моей командой. Я был их режиссером. Они очень талантливы, и обычно делают компьютерную графику, взрывая автобусы или анимируя гигантских роботов или еще что-то. И они стокнулись с нюансами выражении лиц и с целостностью картины, не серией кадров, а полноценной подачей рассказа.
Это дало им шанс поработать с более развитыми персонажами, чем те, к которым они привыкли.
Да, точно. Не только работая над персонажами, но и над целой историей и сохраняя все для третьего акта и не стоять на месте.Не анимировать все подряд. Остановиться на секунду. Нас сроднило общее дело, мы стали настоящей тесно связанной семьей. Мы много времени провели вместе.
Кем легче режиссировать – актерами или аниматорами? Есть ли у аниматоров свои вопросы, которые вы должны выяснить, чтобы объясняться с ними?
Каждый человек, каждая личность имеют свой процесс, и моя философия – актер ли он или аниматор, попытаться понять этот процесс, чтобы ты мог получить от него большее, но я думаю, что ты должен манипулировать этим процессом честно. Никогда нельзя лгать. Если ты не знаешь, так и скажи «Я не знаю».
Я никогда вас об этом не спрашивал – о музыкальном сопровождении фильма и как это у вас происходит, о работе с Хансом, с которым вы сотрудничали в 4-х фильмах. Вы упоминали, что написали несколько песен заранее.
Да, Ханс(Циммер - композитор) очень занятой человек, поэтому мы сразу начали писать песни. Когда мы были на стадии пре-продакшна, Ханс пришел и помог с музыкой. На самом деле, главная тема «Ранго» была написана моими друзьями со старших классов. Мы когда-то играли в группе. Они написали песню «Ранго» в виде пародии. Когда я придумывал имя персонажу, я позвонил им и сказал: «Вы не против, если я использую вашу песню в качестве главной музыкальной темы?» Им было очень приятно. Потом наш музыкальный редактор Кен Кармен записал несколько вещей. Джим и я спели несколько песен за мариачи. А когда у Ханса появилось время, он начал писать музыку и пригласил Давида Идальго из «Лос Лобос». И все начало развиваться, пришел Артуро Сандоваль для игры на трубе, в чем он великолепен. Музыка была самой веселой частью, потому что это анимация и мы синхронизировали песню с ней. Мы должнны были сначала придумать музыку, и несколько песен появились на ранней стадии процесса.
Закончив этот проект, как вы теперь настроены на занятие анимацией в будущем ? У вас есть истории, которые по-вашему будет легче и лучше передать посредством анимации? Что вы об этом думаете?
Хотелось бы как-нибудь. Но что-то совершенно другое. Есть несколько глубоко заложенных идей, которые должны вскипеть и выйти на поверхность, что займет время. Я большой поклонник анимации. Я действительно получил удовольствие. Мое уважение к аниматорам и анимационным режиссерам выросло во много раз, это не то, что можно сделать просто так. Сама идея – хотя бы лично для меня – будучи режиссером художественных фильмов, сказать: «Я собираюсь снять анимационный фильм и в то же время художественный фильм», - но ты так не сможешь. Тебе нужно говорить: «Окей, это все, чем я собираюсь заниматься три с половиной года и я должен каждый день концентрироваться на этом». Поэтому, я не знаю, но мне это понравилось. Другая сторона – что тут нет поблажек. Ничего не происходит в реальном времени, и очень трудно оставаться интуитивным и отвечать чему-либо. Здесь ты пытаешься придумать аномалию или ошибку и восприятие, что здесь происходит что-то неопределенное, потому что для нас очень важно чувствовать – если бы ты был черепахой, а я ящерицей, оператор здесь с камерой на плече, и я могу повернуть голову, а фокус камеры может опоздать и ты скажешь: «Нет, это не то». Ты можешь встать с кресла и удивиться этому. Итак, все это фальшивое и придуманное, но мы действительно старались создать чувство, что все может пойти неправильно в любой момент , потому что я думаю, здесь есть ощутимая энергия. Я люблю кино с недостатками.
Я был несколько удивлен, когда узнал, что вы собираетесь снимать «Одинокого рейнджера», потому что думал, что после «Ранго» вы исключите вестерны из вашего списка, но полагаю, что это еще больше вас раззадорило снять другой вестерн в очень скором времени. Это было так или вам просто понравился сам персонаж?
Это было в действии уже довольно долгое время. Я работал над этим сценарием с Джастином Хэйтом 18 месяцев. Поэтому, это другое. Да, это вестерн, но совсем другая история и я чувствовал, что мои руки уже находятся у руля, и в конце концов, имея на руках историю, ты должен быть в состоянии ответить на вопрос: «Почему ты должен рассказать эту историю?» Иначе, на середине создания фильма тебе захочется опустить руки и уйти.
Думаю, когда вы сняли первые «Пираты», многие люди были шокированы, прежде всего их большим успехом. Как вы теперь находите это, когда собираетесь снять «Одинокого рейнджера»? Наверное, теперь студии должны доверять вам больше, когда у вас есть столько хитов. Или это еще труднее снимать такие фильмы как «Одинокий рейнджер», когда вы знаете, что у вас такой багаж и на вас возложены большие ожидания?
Да, это очень хорошо, когда ты являешься потенциальным лузером и люди говорят: «Они сумасшедшие. Это никогда не сработает. Что они думают,когда это делают?» Это действительно здорово. Это как бы обнадеживает. Ты чувствуешь, что делаешь свою работу, когда заставляешь боссов студии нервничать. Когда они больше не нервничают, ты начинаешь думать, что делаешь что-то не так или ты зашел слишком далеко или...
Кажется, это исходит из вашего панк происхождения. Думаю, у вас немножко осталось от этого...
Честно, это просто бесконечный процесс изучения. Если ты сталкиваешься с вещами, которые не знаешь, как сделать, то когда ты просыпаешься утром, это ускоряет твой шаг и ты устремляешься в каждый новый день со словами «Уау, я не знаю как сделать это.Я никогда этого не делал раньше». От этого можно почерпнуть урок насчет «Пиратов» и сиквелов. Я люблю персонажей, этот мир и замысел, «Уау, я собираюсь снимать фильм о пиратах. Как часто ты получаешь такой шанс в своей жизни?» И когда переходишь после первых «Пиратов» к следующим двум, создается чувство, как-будто все знают, что это уже существующий факт. Теперь люди знакомы с этим. И я думаю, что лучше отойти от этого и переключиться во что-то неизведанное.