***
***
http://7days.ru/article/cinema/595251 Тени исчезают в море Федорова Анна, 7дней.ru Тени исчезают в море
Федорова Анна
7дней.ru
Лет 20 назад в палатках с пиратскими видеокассетами в череде боевиков, боевиков и боевиков, озвученных «голосом с прищепкой», счастливчикам попадалось «нечто». Нечто погружало в удивительный, волшебный, завораживающий мрачный и неведомый мир. «Битлджус», «Бэтмен», «Эдвард Руки-ножницы» и снова «Бэтмен»… Даже не подозревая о существовании Тима Бертона, фанаты узнавали его работы по фантасмагорической картинке, монструозным декорациям, гиперболизированным героям. Выходящие на этой неделе «Мрачные тени» — классическая готическая комедия от Маэстро тьмы.
И на сей раз Бертон отправился изучать мир вампиров, ради чего перевез целое семейство Коллинз из благословенной Британии в неведомую Америку. Очевидная цель была, безусловно, иная: построить рыболовную империю на побережье и небольшой город в придачу. Город назвать Коллинспортом, чтобы никто не перепутал его хозяев. Жили Коллинзы в своем личном городе двадцать лет, не тужили, пока не подрос их сынок Барнабас (Джонни Депп), ставший не только наследником рыбного королевства, но и завзятым бабником.
Немало женских сердец уничтожил взрослеющий в «лучших» традициях английской аристократии Барнабас. Не то чтобы он был жестоким, просто ни одной девушке он не был готов признаться в любви. Одной лишь белокурой красавице Жозетт Дю Пре (Белла Хиткот) удалось совершить невозможное — покорить гордеца.
Юноша влюбился страстно, безудержно, безоглядно. И уже был готов жениться на избраннице, как в их судьбу вмешалась роковая красотка (по совместительству злая ведьма) Анжелика Бушар (Ева Грин). Она уничтожила родителей любимого, его невесту, как невинного чистого агнца, отправила на заклание. А самого Барнабаса превратила в вампира и заковала в цепи на 200 лет…
Чтобы никто не сомневался в достоверности легенды, Бертон сделает все возможное, чтобы освободить хладнокровного пленника из заточения: ведь должен же тот поведать историю рода своим потомкам. А так как вампир наш проспал все культурные и технологические революции, его по возвращении в мир людей ждет немало сюрпризов как приятных, так и тех, к которым 200-летнему упырю приноровиться непросто. Что с неизменной элегантной отстраненностью и небрежностью продемонстрирует Джонни Депп. Единственное, что не изменилось в мире людей — отношение к высоким и низменным чувствам, к любым проявлениям страсти, к искушению порочными связями — так что в этой сфере его герой чувствует себя как рыба в воде. Или как истинный оголодавший вампир из высшего общества. А как иначе, если Вдовий утес и море стали его судьбой?
Все остальные герои так же ровно и вполне ожидаемо отыграют розданные им согласно сценарию роли. Бонем-Картер станет остроумно шутить и еще более остроумно парировать остроты Барнабаса. И даже Мишель Пфайфер на некоторое время забудет о своей главной цели в жизни — непрестанном омоложении лица, возьмет себя в руки, чтобы сыграть достойную родственницу Джонни Деппу.
Из персонажей, их жизней, событий Тим Бертон соткал паутину сюжета, в которой запутал своего главного героя и вынудил его действовать вразрез с устоявшимися 200-летними желаниями и привычками. А что еще ему оставалось делать, лежа в гробу по «милости» ведьмы, кроме как матереть в собственном эго? Презанятнейшее, надо сказать, вышло развлечение — наблюдать за тем, как Барнабас пытается противостоять самому себе и злой ведьме в придачу.
На 1200 серий фильма «Мрачные тени» явно не хватило бы, но один фильм вышел достойный вампиров, готики и Тима Бертона.
***
***
http://www.irk.ru/news/20120513/film/Поссорились как-то ведьма с вампиромНа новый фильм Тима Бертона всегда идешь, как на праздник, с каким-то детским чувством предвкушения множества сюрпризов и безбашенного веселья. И главный голливудский сказочник никогда не разочаровывает — он умеет удивлять зрителей всего мира яркими фантазиями, порожденными воспаленным сознанием. И не беда, что из любого фильма у него получается либо фрик-пати, либо Хэллоуин.
В случае с его новой картиной «Мрачные тени» вас ожидает и то, и другое. Звезды в этот раз сошлись наилучшим образом.
С одной стороны, это фильм о вампирах, и даже странно, что Тим Бертон, являясь главным «готом» Голливуда, до сих пор не высказался на эту тему. С другой стороны, эта картина, большая часть времени которой происходит в 70-х, пришедшихся на детство и юность режиссера, а значит ностальгический момент и выдержанность стиля просто обязаны быть.
С третьей стороны, это ремейк одноименного сериала, который взахлеб смотрели и сам режиссер, и его любимый актер Джонни Депп (который и уговорил Бертона снять эту картину, чтобы сыграть любимого героя своего детства — вампира Барнабаса Коллинза), и Мишель Пфайфер (которая, как только узнала о планах режиссера, сама напросилась в фильм).
Выросший в роскошном фамильном замке юный повеса и баловень судьбы Барнабас Коллинз (Джонни Депп) живет в полном достатке, не зная материальных проблем, и развлекается тем, что совращает наиболее привлекательных служанок. Одна из них (Ева Грин) по чистой случайности оказывается профессиональной ведьмой, и, не добившись от молодого хозяина клятв верности, сбрасывает его невесту с высокого утеса, а его самого, сиганувшего следом, превращает в вампира. Вдобавок ко всему она науськивает против него местных жителей, которые, недолго думая, заколачивают его живьем в гроб и закапывают. Дело происходит в 1772 году.
Спустя 200 лет строители «Макдольдса» (по этому поводу в фильме есть одна из самых лучших шуток) случайно раскапывают гроб с Барнабасом и выпускают его на волю. Он, всех перекусав, спокойно идет домой, где обнаруживает упадок, уныние и несколько своих потомков, каждый из которых представляет отдельный интерес с точки зрения антропологии.
Воссоединившись с семьей, Барнабас рьяно берется за восстановление былого величия, попутно смешно пытаясь обжиться в 1970-х, в которых по улицам ходят хиппи в расклешенных штанах, все курят травку и звучит психоделика. Однако вскоре обнаруживается, что городком заправляют уже совсем другие люди. Та самая ведьма ни капли не постарела, с головой ушла в бизнес и, как выясняется, только и ждет освобождения Барнабаса, чтобы снова попытаться добиться его любви. Как гласит народная мудрость: «Нет ничего страшнее отвергнутой женщины». Собственно, в этом и заключается основная мораль фильма, а остальное — смотрите сами.
На самом деле сюжет здесь — дело десятое. На первое место (как, впрочем, в большинстве картинах Бертона) выходит картинка. И именно она здесь самое ценное. Ведь в конечном счете весь «вау-эффект» фильмов Бертона строится на смешении разных визуальных стилей, а в данном случае материал более чем благодатный. Ну, согласитесь, смешать вампирскую эстетику со стилистикой 70-х с ретроавтомобилями, фенечками и прекрасной музыкой — это прямо что-то очень и очень прекрасное.
Правда, возникает мысль, что режиссер настолько увлекся картинкой, что напрочь забыл обо всем остальном. Именно поэтому приходится признать, что «Мрачные тени» больше имеют отношение к дизайну и фэшн-индустрии, чем, собственно, к кинематографу. Потому что сюжет, в общем-то, никакой, линии персонажей прописаны очень слабо, диалоги — в основном что-то невразумительное, финал скомканный, а игра актеров довольно однообразна.
Кажется, основная проблема этого фильма в том, что режиссер перед съемками не определился окончательно, в каком жанре он хочет снять эту историю: то ли это оммаж телесериалам 1970-х, то ли глумливая комедия на вампирскую тему, то ли постмодернистская игра, то ли просто веселый карнавал. Ну, а если сам режиссер перескакивает с пятого на десятое, то что говорить о зрителе, которого просто-напросто сбивают с толку каждые пять минут экранного времени?
Есть режиссеры, которых любишь умом, есть те, которых любишь сердцем, а Тим Бертон из тех, кого любишь исключительно глазами. Но безупречная, эстетская картинка в данном случае зачастую не несет особого смысла. И тем не менее посмотреть этот фильм один раз точно стоит.
Тимофей Сундуков, IRK.ru***
***
http://www.gazeta.ru/culture/2012/05/12/a_4580489.shtmlКровь им к лицуТЕКСТ: Владимир ЛященкоКогда один корабль отплывал из Англии в Новый Свет и одна мама наказывала одной бедной девочке не заглядываться на богатого сверстника, кто мог знать, к чему приведет непослушание? Мальчик вырос в наследника рыбного производства по имени Барнабас Коллинз (Джонни Депп), девочка — в его служанку Анжелику (Ева Грин), и в том, что они оказались в одной постели, не было ничего удивительного. Но, во-первых, богатый юноша, хоть и был неразборчив в связях, в любви предпочел признаться не страстной брюнетке, а трепетной блондинке (Белла Хиткот). А во-вторых, брюнетка оказалась ревнивой ведьмой. В общем, блондинке и юноше не повезло: она погибла, он стал вампиром, запертым в гробу. Все это рассказывается и показывается скороговоркой в прологе. Настоящая же история начинается через две сотни лет, в 1972 году, когда точная копия той самой блондинки подсаживается к хиппанам в микроавтобус и направляется в родовое поместье Коллинзов наниматься гувернанткой к сироте. В Коллинвуде дела идут плохо: бизнес в упадке, семья на грани окончательного разорения и распада.
Когда слышишь новость «в новом фильме Тима Бертона сыграет Джонни Депп», не то чтобы настраиваешься на худшее, но как-то уже ничего нового не ждешь.
Депп сыграл в куда большем количестве лент Бертона, чем режиссерская муза 2000-х Хелена Бонем-Картер (она тут тоже, кстати, присутствует). И вновь нас ждет готическая сказка. Да еще плакаты вывесили страшные — с диким каким-то двойным подбородком любимого артиста.
Плакаты — надувательство. Ожидания тоже. Бертон вроде как ничего нового не предлагает, но, кажется, сам материал превращает пыльный карнавал в веселый костюмированный бал. Быть может, дело в том, что кровавый мюзикл («Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит») и фантазия по мотивам «Алисы в Стране чудес» провисали под тяжестью концептуальной составляющей. В первом случае к тому же были вопросы к музыкальной составляющей. Во втором — ко всему, кроме Красной королевы и выбора актрисы на главную роль (даже если не принимать «Алису», есть повод благодарить за открытую этим фильмом Мию Васиковску).
Теперь же Бертон беззастенчиво потрошит классику от «Дракулы» Френсиса Форда Копполы до комедии Роберта Земекиса «Смерть ей к лицу».
Из первого здесь зачарованная девушка, за которой по прошествии столетий возвращается все еще влюбленный кровопийца. Из второго — сверхъестественно гнущая шею ведьма: Ева Грин отрабатывает и за Голди Хоун, и за Мерил Стрип, и даже отчасти за Изабеллу Росселини.
Плюс Мишель Пфайффер в роли горделивой хозяйки увядающего поместья. Плюс бунтующая в соответствии с духом эпохи под рок-завывания девочка-подросток в исполнении Хлои Морец. Плюс Джеки Эрл Хейли (спрятанное под кляксой лицо Роршаха из «Хранителей» Зака Снайдера) в роли непросыхающего и оттого невозмутимого в общении с нечистью дворецкого.
И, конечно, Хелена Бонем-Картер в роли семейного психотерапевта. Она не без изящества страдает по утрам от похмелья (здесь вообще много и с толком пьют), а во время сеанса психоанализа западает на вампирскую вечную молодость.
В том, что они с Барнабасом родственные души, сомневаться не приходится: циничные алкоголики боятся света почти так же, как кровопийцы.
Отдельная радость — традиционное для Бертона издевательство над нормами морали. Его ретровурдалак возвращает в расхлябанные 1970-е основы подревнее викторианских: семья — это главное, а за ее спасительным кругом даже кровопролитие не такой уж страшный проступок. Тем более, кто там не без греха? И, наоборот, кто из грешников не достоин хоть капли сочувствия:
даже самая стервозная особа может оказаться хрупкой барышней (в самом буквальном смысле), а отдельно взятые блондинки меркнут на фоне более интересных особ и взаимозаменяемы.
Привычная амбивалентность нравственного облика героев в сочетании с бесхитростностью художественных заимствований действуют так, как, вероятно, должен действовать глоток свежей крови на того, кто только ею и жив. Как показывает опыт героя Деппа, переливать собственную кровь по кругу в надежде вернуть розовый цвет щекам — пустая трата времени. Так художник зачастую угасает в самоповторах и самокопании. Другое дело — вонзить зубы в чью-нибудь шею и напиться чужой жизни. Прием не новый и не слишком добродетельный, но действенный.
***
***
http://mn.ru/culture_film/20120512/317770985.htmlПолюбила ведьма вампира«Мрачные тени» Тима Бертона не пугают, не забавляют, а скорее озадачивают12 мая 00:05 | Юрий ГладильщиковГотическая комедия Тима Бертона «Мрачные тени» сделана по мотивам одноименного сериала, шедшего в Америке с 1966 по 1971 год. Сразу трое создателей фильма — сам Бертон и актеры Джонни Депп и Мишель Пфайффер — до безумия восторгались этим сериалом в детстве и юности. Странно, но все считают, что это был первый массовый сериал в Америке с участием нечистой силы. А как же знаменитая, тоже затем экранизированная «Семейка Аддамсов», стартовавшая еще в 1964-м? Но «Семейка Аддамсов» — товар штучный. Было снято всего тридцать серий. А «Мрачные тени» — первая в истории мыльная опера с ведьмами и вампирами: вампирский вариант «Санта-Барбары». Ее показывали в дневные часы. Было снято — просто волосы дыбом встают — 1245 серий. Так что фильм Бертона имеет к сериалу весьма отдаленное отношение.
Суть в том, что в Америке 1972 года появляется вампир, пролежавший заточенным в гробу почти два столетия. Его — с длинными ногтями, упомянутыми в названии фильма мрачными тенями под глазами и в камзоле XVIII века — изображает Джонни Депп. Вампиром его сделала, а затем заточила в гроб ведьма — этакая панночка с лицом экс-девушки Джеймса Бонда Евы Грин, любовь которой он отверг ради другой. Ту, другую, ведьма погубила тоже, и теперь ее призрак печально разгуливает по земле.
Вампир после случайного освобождения (гроб откопали строители) возвращается в родовое поместье — некогда шикарное (его родители и он сам, перебравшись в Америку из Англии, основали тут крупную рыболовецкую компанию и даже создали городок своего имени), а теперь запущенное, наполненное некоторым количеством потомков-фриков — единственный нормальный человек в семье ее глава, которую изображает Мишель Пфайффер. Над семейством все два столетия нависают несчастья, потому что ему по-прежнему пакостит та же ведьма, которая осталась такой же прекрасной и заправляет теперь городом, прибрав к рукам рыбную промышленность. Новоприбывший вампир, желая восстановить авторитет рода, решает дать ненавистной сопернице деловой бой и восстановить семейный бизнес.
Должен признать, что этот факт показался мне самым смешным в первой половине фильма. Согласитесь, что когда вампир и ведьма, которым вроде хватает поводов для разборок уже потому, что он ее отверг, а она два века продержала его в гробовом плену, вступают еще и в жесткую конкурентную битву за рынок То это выглядит как-то слишком по-американски. Причем, судя по всему, Бертон не усматривает в этом сюжетном казусе ничего смешного. Он ставит на совершенно другие шуточки, в основном абсурдистские, иногда удачные, иногда не слишком.
Тут-то и начинаются мои сомнения по поводу фильма. По правде сказать, прошел день, а я так и не смог определиться, нравится он мне (при всех бертоновских придумках) или нет. Возникает ощущение, будто Бертон не вполне понимает в последние годы, что снимать и зачем. При всем уважении к нему, по мне с конца 1990-х он сделал только две с половиной по-настоящему хорошие картины: «Сонную лощину» и «Труп невесты» (половинка — это «Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит». Некоторым очень нравится также его «Крупная рыба», но мне не слишком).
Персонажам «Мрачных теней» не сочувствуешь. Тем более что герой Джонни Деппа, которому вроде бы должно сопереживать, выглядит тоскливо, а-ля Носферату, и регулярно отправляет на тот свет невинных людей (почему не пьет покупную кровь? Что-то Бертон полюбил положительных дешегубов — вспомнить того же Суини Тодда). Романтическая линия (а в поместье появляется новая горничная, которая словно бы реинкарнация той девушки, которую герой Деппа любил двести лет назад) особенно не вдохновляет. Сюжет не слишком заводит, хотя вторая половина фильма поинтереснее.
Поскольку не можешь допустить, чтобы умница Бертон снял картину просто так, лишь отдавая дань уважения любимому сериалу юности, начинаешь искать в «Мрачных тенях» скрытые либо хоть какие-то смыслы. Я в итоге нашел два. Первый: это фильм о том, что зло бывает разным. Персонаж Деппа, в чем он признается сам, не добрый и не хороший. Но он стал монстром не по своей воле и по-прежнему враг истинного зла, под которым понимает сатанинские силы. Когда он сражается с этими силами, то хотя бы на время становится представителем добра.
Второй смысл: нет ничего хуже, если тебя полюбит не тот, кто надо. Персонаж Деппа сам, конечно, виноват — поматросил и бросил в XVIII веке девушку, вовсе не ожидая, что та окажется мстительной ведьмой. Но учтем два отягчающих обстоятельства, которые и привели к тому, что месть ему стала такой жестокой: а) девушка с младых ногтей испытывала к богатому семейству Коллинзов, которое представляет Депп, классовую ненависть; б) она его, зараза такая, и сейчас продолжает любить, добиваясь взаимности. Оттого звереет все больше и больше. Короче, думай, пока не поздно, кому можно позволять в себя влюбляться.
Ответный удар
Предположив, что «Мрачные тени» — фильм про то, как это опасно для мужчины, когда его слишком сильно любит женщина, автор этих строк невольно вспомнил о том, что почти во всех своих фильмах Бертон превращает своих жен-актрис в монстров и часто разными способами спроваживает их на тот свет. Свою бывшую подругу Лизу Мари он садистски угробил в фильмах «Марс атакует!» и «Сонная лощина». Свою нынешнюю Хелену Бонэм Картер (она в «Мрачных тенях» — живущая в усадьбе психиатр-алкоголичка) тоже, мягко говоря, не щадит. Правда, на сей раз с гибелью ее героини не все так просто, но еще неизвестно, что хуже.Отдадим все же должное Бертону. Он придумал для фильма остроумный черный финал. Когда персонаж Деппа начинает надеяться, что избавился-таки от вечного преследования (подробности в фильме), глаза вдруг раскрывает другая, про которую он думал, что давно отправил ее в тартарары и у которой на него тоже есть свои виды.
P.S. На выходе из зала парень лет 20 сказал своей девушке: «Хрень оказалась». Правда, парень не производил впечатления того, кто изнемогает от усталости, размышляя над увиденным на экране.