Цитата
Чудится мне наличие школы, чудится.
Доказательства? Мне кажется, что роль Джонни, сыгранная на чистой харизме и природной артистичности - это " Частный курорт". А все остальное - результат профессиональной работы человека, владеющего основами ремесла. А актерское ремесло таково, что открывать элементарные приемы ремесла самому, как Америку через форточку, процесс длительный и неблагодарный. И уж конечно не скачкообразный. Конечно, мне можно возразить, что актер кино - это вовсе не театральный лицедей, там совершенно иная специфика. Но и здесь без определенных умений - не наитий, а именно профессиональных навыков - не обойтись.
Да, пожалуй. Я очень ярко помню свое первое впечатление от "Джамп стрит" - резко возросший уровень актерской техники Джонни по сравнению со "Взводом" и "Частным курортом". Резко. Только что перед нами был яркий, старательный, органичный мальчик, но не более того, и вдруг - уже актер, молодой, не слишком опытный, но с отличной техникой действия и выражения. Поскольку как раз в этот период времени, между "Частным курортом" и "Джамп стрит", Джонни посещал так называемую "Чердачную студию", я тоже полагаю, что совсем без школы не обошлось.
В пользу обучения Джонни говорит также и то обстоятельство, что на сегодняшний день он явлется актером едва ли не с самым мощным техническим и теоретическим арсеналом. Все, что можно желать от актера в плане техники, разных методов и методик, теоретической и особенно духовной базы актерской профессии - все это можно найти в Джонни, высказываний на эту тему наших профессионалов актеров, режиссеров и критиков более чем достаточно. Просто в голове не укладывается, что такого уровня можно достичь, занимаясь самостоятельно. Это, конечно, в определенном смысле загадка, но я не думаю, что Джонни стал бы скрывать свой образовательный путь (еще и потому, что "скрытые" учителя в эпоху его популярности наверняка проявились бы сами).
Итак, вот что мы знаем об актерском образовании Джонни из различных его интервью (и главным образом из интервью в программе Inside Actor's studio). После съемок в фильме "Частный курорт" Джонни около полугода занимался в театральной мастерской под названием "Чердачная студия" (The Loft studio), которая находится в городке Ла Бри под Лос-Анджелесом. В этой же самой мастерской занимался несколько ранее Николас Кейдж. Студией руководят Пегги Фойри и Билл Трейлор (Peggy Feury, Bill Traylor). Это могло мне просто показаться по реакции Джонни (как всегда, любезной, но сдержанной), но Джонни, похоже, не был их любимым учеником. (Или примерным учеником
). Так или иначе, но полгода спустя он стал брать частные уроки у Сандры Сикет (Sandra Seacat), члена Ассоциации театральных школ США (одним из со-председателей которой является Мартин Ландау). С ней он занимался около двух месяцев. На этом все, официальное образование Джонни заканчивается.
Дальше Джонни занимался самостоятельно - по книгам о технике и методах актерской игры, о театральном и киноискусстве, об актерских упражнениях и тренингах и т.п. Из числа книг Джонни выделяет три - "О системе актерской игры" Эдварда Дуайта Эсти, "Товарищу актеру" Михаила Чехова и "Не играйте, пожалуйста" Эрика Морриса (причем Джонни подчеркнул, что наибольшее влияние на него имела именно третья книга). Далее Джонни учился у своих коллег-актеров, с которыми его сводила судьба - Джерри Льюиса, Винсента Прайса, Мартина Ландау, Марлона Брандо, шекспировских актеров из "Сонной лощины", причем Джонни подчеркивал, что Джерри Льюис и Марлон Брандо именно занимались с ним, обучали и делились секретами. Джонни в одном из интервью рассказывал, что Марлон Брандо очень хотел, чтобы Джонни поступил в Королевскую академию театрального искусства в Лондоне - именно в Лондоне, потому что Брандо считал, что в Америке школа актерской игры вообще отсутствует, не только с точки зрения теории, но и с точки зрения элементарной техники. Однако Джонни посчитал, что ему уже 33 года, и идти в школу поздновато. Марлон Брандо и Джуди Денч очень хотели, чтобы Джонни играл на сцене, Брандо несколько раз приставал к нему с таким советом, а Джуди Денч предлагала конкретный театральный проект - но Джонни так и не решился (я боюсь, ему немножко отбили аппетит к сцене именно в "Чердачной студии"; в каком-то интервью Джонни говорит, что у него нет навыков театральной игры и он не "театральное животное" - могу доказать, что это не более чем его странный комплекс, поскольку он даже в кино использует чисто театральные приемы и это прекрасно видят его старшие коллеги).
Вот и вся школа, собственно. Хотя несколько уроков от Марлона Брандо и Джуди Денч могут стоить пяти лет в среднем театральном ВУЗе, безусловно. С технической точки зрения, Джонни неоднократно говорил, он прошел хорошую школу с тем же самым "Джамп стритом" - как держаться перед камерой, как заучивать по три десятка страниц сценария в день, как самому самостоятельно работать над ролью и т.д. Джонни, я помню, говорил, что в "Джамп стрите" только один режиссер - Ким Маннерс - работал с ним, объяснял настроение или содержание той или иной сцены. Но, тем не менее, это все.
Конечно, Джонни прежде всего гениальный самородок. Актер с небывалой врожденной одаренностью, который занимался шлифовкой и развитием своего таланта всю жизнь (и сейчас еще продолжает заниматься и учиться), несмотря на некую браваду типа "я случайно стал актером" да "серьезный актер это оксюморон". Я убеждена, что в "Панчо Вилье" он хочет сниматься исключительно для того, чтобы Кустурица поработал с ним снова именно в плане шлифовки методов (и, просматривая интервью из Сербии, я еще раз в этом уверилась). Я никогда не ощущала отсутствие у Джонни базовой школы, но как ни странно, стала ощущать ее сейчас. Мне кажется, сейчас Джонни не хватает уверенности в своих силах и знаниях, которую дает эта пустая бумажка под названием "театральный диплом". Он всю жизнь искал профессионального и духовного наставника, и продолжает искать (особенно активно сейчас, после смерти Томпсона и Брандо). Я помню, в каком-то интервью его спросили, чего он так цепляется к старшим - Брандо, Томпсон, Ричардс - ему что, нужна фигура отца? На что Джонни ответил, что для него важна не фигура отца, так как у него уже есть хороший отец, но он ищет наставника. Вот к нам бы его, наша система подготовки актеров с сохранением менторства до седых волос и передачей опыта молодежи ему бы подошла! Как недавно Олег Павлович Табаков прилюдно заметил Народному артисту РФ Сергею Безрукову, имеющему уже своих студентов: "В последнее время я недоволен Сережей. Он свои данные использыет не полностью, ограничил палитру узкими штампами, о подготовке к переходу на возрастные роли не думает". Вот так. Скажи это другой актер, это было бы бестактностью и нарушением профессиональной этики, но от ментора это непререкаемая заповедь. Мне кажется, именно таких отношений с учителями Джонни бы и хотел.
Вообще, он сейчас стоит на пороге того, чтобы оформить свою актерскую школу и вербализовать свой метод (46 лет уже, и есть чем поделиться), а застенчивость и комплекс типа "да я же самоучка" ему мешает. В Сербии он попытался сказать что-то серьезное о методе своей игры (хотя и скрыл это за всякими "хи-хи, ха-ха"). Я бы очень хотела посмотреть его мастер-класс с Кустурицей полностью, надеюсь, они его все-таки выложат на фестивальный сайт.