Джон Сильвер
http://www.kino.orc.ru/js/review/fear_lasvegas.htm
Тот, кто надеется увидеть здесь кино, пусть немедленно оставит все надежды. Это два часа беспрерывного наркотического бреда, снятого человеком, несомненно знающим толк в этом деле. Это грандиозный эксперимент на тему "Расширение податливого сознания". Тот, кому это интересно - милости просим. Тот, кто это пережил и уцелел, найдет здесь массу интересного.
А тот, чье знакомство с наркотиками ограничилось травой да маковой соломкой, может не понять, о чем вообще речь, и просто обидеться.
Условно речь о том, как два обдолбанных раздолбая едут в Лас-Вегас на красном кабриолете сквозь пустыню Невада. Один из них - Рауль Дюьк (или Хантер С.Томпсон) - "доктор журналистики", которому в Вегасе предстоит освещать величайшую мотоциклетную гонку. Второй - его адвокат по кличке "Гонзо" (на самом деле - Оскар Зета Акоста). Оба накачаны наркотиками так, что ЛСД капает у обоих из глаз, а брови пересыпаны кокаином, как дорогие булочки сахарной пудрой. Не удивительно, что на шоссе номер 15 их вдруг атакуют летучие мыши. Раулю Дюьку приходится остановиться и достать из багажника мухобойку, чтобы можно было отразить натиск мерзких тварей. Впрочем, когда смотришь со стороны, собственными глазами, а не глазами Дьюка, кажется, что никаких летучих мышей в обозримом пространстве нет. Но это видимость, господа!
Ведь когда красный кабриолет трогается с места, на дороге остается раздавленный труп именно летучей мыши. Причем раздавленный только что.
Когда журналист и адвокат непонятного происхождения (то ли он с Пуэрто-Рико, то ли - с Самоа) прибывают в Лас-Вегас, начинается… Ничего не начинается - все продолжается. Оба грузят себя наркотиками по полной программе. Счастье еще, что "приходы" у них случаются поочередно, и оставшийся при памяти партнер вытаскивает "отъехавшего" из очередной передряги. У адвоката есть нож и пистолет.
Будьте уверены - они еще сыграют свою роль! В холле гостиницы притаилась целая толпа человекообразных рептилий - в таком гадюшнике, разумеется, оружие никогда не помешает. Как холодное, так и огнестрельное.
Это не пересказ происходящего, а жалкая попытка дать вам понять, что происходит 118 экранных минут. Пересказ невозможен, потому что это надо видеть. Как обычно, Гиллиам делает фантастическую визуальную работу. Словесному описанию его образы поддаются с трудом - да и не к чему тут слова, смотреть надо. Однако, в отличие от "Двенадцати обезьян" или "Короля-рыбака" , роскошные образы существуют как-то сами по себе. Наверное, потому и возникает впечатление какой-то визуальной перегруженности, на которую посетовал один американец по имени Джефф, посетивший IMDb и написавший там, что причина такого эффекта заключается, очевидно, в том, что Гиллиам "подхватил проект в середине предпродакшн". Между тем, сценарий-то принадлежит перу самого Гиллиама. Ориентировался он на книгу Хантера С.Томпсона (написавшего, как надо понимать, о себе самом), но строил-то фильм по своему разумению. Ему и нести ответственность за то, как и что у него в фильме происходит.
Результат получился противоречивым. Картинка феерическая, но самодостаточная. Она как бы упивается сама собой и прекрасно обошлась бы без зрителя, если бы это было возможно. За всем этим, на очень заднем плане, Гиллиам преподносит идею, которая должна ошеломить нас с вами. Она - о печальной участи тех, кто соблазнился мнимой свободой "наркотической революции" 60-х, а вместо сказочной страны получил мир, наполненный чудовищами, к которому все равно прилагается реальность - каждый раз еще более омерзительная, чем раньше.
Чувство отчаяния в душе смотрящего Гиллиаму, определенно, удается поселить. Но интересно, смог бы он это сделать без гениальной поддержки Джонни Деппа и Бенисио Дель Торо? Помимо того, что фильм - сплошной визуальный карнавал, он еще - двойной актерский бенефис. На такой игре можно протащить любую идею, даже самую что ни на есть банальную. И она будет выглядеть свежей, будто не касались ее руки десятков и сотен интерпретаторов.
Честное слово, лысый Джонни Депп с огромным хвостом - это стоит двух часов жизни!