Миша Фишман "Стоит ли жить с волками?"
http://www.gagin.ru/internet/1/22.html
Казалось бы, в романтическом широкополом жанре гангстерского кино, после шедевров Копполы, Скорсезе и Леоне, ловить было уже нечего. В 1972 году смерть Вито Корлеоне и "тема Сицилии" навсегда узаконили жанровый канон жизнеописания итальянской мафии в Нью-Йорке. С тех пор все мы знаем, что "макаронники" - благородные убийцы, умные, не страдающие рефлексией, и, главное, обладающие понятными и "правильными" нравственными принципами (достаточно вспомнить, как Крестный отец отказался участвовать в торговле наркотиками и к чему это привело). Вот уже 25 лет быт итальянского гангстера представляется как нечто в высшей степени эстетическое и приглядное. Отношения между бандитами основаны на крепкой дружбе, а всю неприятную работу делают неприметные "шестерки".
Однако, как справедливо было замечено уже во второй части "Крестного отца", времена меняются. И в 1997 году режиссер Майк Ньюэлл (даже не итальянец!) решился по-новому взглянуть на жизнь коза-ностры 70-х.
Сюжет гангстерского фильма "Донни Браско" своим существованием обязан реальным событиям. В основу сценария положена автобиографическая книга Джозефа Пистоне, агента ФБР, который в 70-х годах под именем Донни Браско вошел в доверие к боссам нью-йоркской мафии. Под этим именем Пистоне прожил 6 (!) лет, пока его новые друзья не были посажены за решетку все до единого. Сейчас местонахождение Пистоне неизвестно, равно как и его новое имя, данное ему программой Правительства США по защите свидетелей - мафия оценила его голову в полмиллиона долларов.
Иерархия отношений в нью-йоркском квартале Маленькая Италия крепка и нерушима, однако причиной этому - уже не святые узы католических семейных отношений. Сложная система ответственности и поруки рождает в "кругу своих" безысходную дружбу, незыблемо покоящуюся на чувстве страха. Стареющий, так и не сумевший выслужиться бандит Лефти Руджерро (Аль Пачино - да-да, тот самый Майкл Корлеоне), который больше всего на свете любит смотреть по телевизору передачи про диких животных, введя Браско (Джонни Депп) в "семью" и надеясь найти в нем ученика, друга, и, быть может, некий новый смысл своей неудавшейся жизни, говорит ему: "Если я привел тебя, - я несу за тебя ответственность. Что-то с тобой не так - и мне конец".
С Донни Браско все сильно "не так". Том Сойер, взяв на себя вину Бекки по разглядыванию книжки с неприличными картинками, солгал, и наказание розгами было ему в радость. Лгать нехорошо, но иногда можно, особенно, если понятно, зачем. Донни Браско лгал всем - жене, ФБР, бандитам - и думал, что знает, во имя чего.
В конце концов, Лефти Руджерро, если не врет, собственноручно лишил жизни 26 человек. Однако Лефти стал для Браско другом и отцом, а "свои" - действительно своими. ФБР, почувствовав, что их агент затягивает дело, пришло на помощь. Браско получил 500 долларов, медаль и поздравительную грамоту. Медаль - всего лишь позолоченная, грамота - стандартная, с впечатанным именем. Все искусственное, но и жизнь его с ними разве была настоящей? По лицу Браско фэбээровцы видят, что была. Искусственной жизни не бывает. Англичанин Майк Ньюэлл прославился комедией "Четыре свадьбы и одни похороны". "Донни Браско" - не комедия. И похорон стало немножко больше.