Александр Колбовский, "А из Кингова окна", "Итоги" (Москва)
На экраны выходит фильм "Тайное окно" по роману Стивена Кинга, самого "страшного" писателя современности.
ЕСЛИ ВЫ ПИСАТЕЛЬ И ВАС ВДРУГ ЗАПОДОЗРИЛИ в плагиате, а вы точно знаете, что ничего ни у кого не списывали, это означает одно из двух: или у вас, или у вашего обвинителя поехала крыша. Если вы писатель и ваши герои вдруг начинают жить самостоятельной, непредсказуемой жизнью, если непонятно, где проходит граница между литературным вымыслом и реальностью, если крыша едет у вас, ваших друзей и родственников, у ваших героев и, в конце концов, у читателей, значит, вас можно поздравить. Вы - Стивен Кинг.
Пожалуй, нет в современной литературе другого автора, который был бы так востребован кинематографом, как этот "главный создатель американских кошмаров". Кинговские сюжеты, кинговская стилистика и, конечно, кинговский "саспенс" легко и эффектно переносятся на экран. Трудности обычно случаются, когда экранизируют произведения, содержащие некую литературную игру. В историях с плагиатом, депрессивными писателями, безумными читателями всегда имеют значение стиль, интонация, сочетание и порядок слов. Такова повесть Кинга "Тайное окно, тайный сад", которую превратил в кинофильм опытный голливудский сценарист и не очень опытный режиссер Дэвид Коэпп. Как всегда у Кинга, "тайное окно" - путь в подсознание, в скрытый мир страстей, страхов и фобий. Но в данном случае это еще и "окно", через которое автор рассматривает персонажей, рожденных его воображением и живущих своей вполне самостоятельной жизнью.
"Тайное окно" принадлежит к тем фильмам, пересказывать которые не следует. Хотя для тех, кто читал Кинга, его сюжетные перевертыши, перенесенные на экран, неожиданностью не будут. Впрочем, и для всех остальных эта история проясняется значительно раньше, чем хотелось бы Дэвиду Коэппу. Странно: кинодраматург, человек литературный, Коэпп, став режиссером, уделяет особое внимание визуальной и пластической стороне и почти не работает с литературными смыслами, заложенными в первоисточнике.
И все же "Тайное окно" стоит посмотреть хотя бы ради актерского дуэта Джонни Деппа и Джона Туртурро. Туртурро умудряется, точно следуя первоисточнику, совместить злодейскую инфернальность с провинциальной тупостью графомана из глухого штата Миссисипи. Что до Деппа, то его герой - писатель, основательно запущенный, давно не стригшийся, с выразительной мимикой и плохими манерами. В принципе, ничего нового. Любимец романтических девушек, Джонни Депп почти всегда играет притягивающую и обаятельную порочность и всегда делает это притягивающе и обаятельно.
«Итоги» (Москва), N014 06.04.2004 Стр.89
Материал подготовила: Иришка