Олеся Константинова, "Новый член Пен-клуба", "Профиль", 2005
Новым фильмом Марка Форстера российские зрители смогут насладиться 17 февраля. "Волшебная страна" из тех немногих лент, на которых плачут от умиления даже самые прожженные циники.
Это экранизация биографии шотландского драматурга Джеймса Мэтью Барри, весьма вольно интерпретирующая реальные факты. Фильм снят по пьесе Алана Ни "Человек, который был Питером Пеном" и рассказывает о периоде, когда Барри писал свою сказку о не желающем взрослеть мальчишке.
Англия начала XX века. Общество не слишком горячо принимает новую пьесу Барри (Джонни Депп): слишком смелая постановка для чопорного общества. С женой у него тоже прохладные отношения. Отдушиной для писателя становятся отношения с семейством Ллевелин-Дэвис: четырьмя оставшимися без отца мальчиками и их матерью Сильвией (Кейт Уинслет). Эти отношения не принимает ни общество, где бродят самые разные слухи, ни мать Сильвии, по-своему желающая добра дочери (например, в виде нового мужа), ни, соответственно, жена Барри. Впадающий в детство писатель, будем надеяться, не главная роль Джонни Деппа. Она ему удалась, но Депп мог бы сыграть и лучше. Кейт Уинслет удалась мужественная женщина, которая, несмотря на прогрессирующую болезнь, надеется создать своим детям безоблачную и счастливую жизнь. Дастин Хоффман в роли несколько циничного, но безгранично верящего в Барри администратора добавляет необходимую долю юмора. Однако главное, конечно, сделали дети - блестящая игра Фредди Хаймора, Джо Просперо, Николаса Роуда и Люка Спилла. Кастинг на роли мальчиков Ллевелин-Дэвис проводили командным методом: в фильм попали те, кому удалось сработаться в одной из собранных для проб четверок. Кстати, в эпизодической роли сыграла настоящая крестница Барри - Лора Дагвид, дочь самого младшего из четырех Дэвисов.
Марку Форстеру удалось главное: он погрузил зрителя в мир Барри, в его Волшебную страну. В противовес этому скрупулезно проработанному феерическому миру писателя режиссер без лишних слов, косыми взглядами и полунамеками показывает Британию начала XX века, ее нравы и быт. Хотя в фильме и сохранена стандартная голливудская схема - детская травма-становление-падение-взлет, - она оказывается несколько размытой, что выгодно отличает "Волшебную страну" от таких монстров, как "Александр", "Авиатор" и "Рэй".
Олеся Константинова
"Профиль" (Москва), 07.02.2005