Ирина Любарская "Горло бредит бритвою"
"Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит" - этот набор слов о чем-то говорит только в англоязычной культуре. Начиналось все с грошовых книжек середины ХIХ века, в которых был литературно переработан фольклорный образ лондонского цирюльника Суини Тодда, убивавшего своих клиентов, чтобы делать из них начинку для пирожков. Постепенно сюжет оброс подробностями, поразительно похожими на историю графа Монте-Кристо, написанную Дюма примерно в те же годы. Из воришки-потрошителя герой превратился в мстителя за попранную свободу и поруганную честь жены и дочери. В истории появился богатый судья, который, позарившись на жену брадобрея, отправил того за океан, в Австралию, на каторгу. Отбыв 15-летнее наказание ни за что, Суини Тодд возвратился в Лондон и узнал, что жена отравилась, не выдержав позора, а дочку взял к себе в дом судья, чтобы вырастить из нее себе наложницу. В общем, жестокий романс и страсть в клочья. Неудивительно, что о безумце с бритвой в руке писались пьесы и стихи, снимались фильмы, ставились мюзиклы на Бродвее и даже балеты в "Ковент-Гардене". Но все-таки мир узнал об этом персонаже, только когда на него обратили внимание Тим Бертон и Джонни Депп.
Эта пара, сделавшая вместе уже шесть картин, будто решила подвести черту под совместным творчеством. Их первый фильм "Эдвард руки-ножницы" тоже рассказывал о существе, виртуозно владеющем острыми предметами и обиженном на человеческую несправедливость. Потом были "Эд Вуд", "Сонная лощина", "Чарли и шоколадная фабрика". В анимационном фильме "Труп невесты" вдохновляющее присутствие актера тоже чувствовалось - герой не только говорил голосом Деппа, но и был похож на него. В сущности, дуэт актера и режиссера исчерпал возможности сотрудничества, способные удивить. Оставалось одно - Депп должен был запеть. И он запел. Ведь "Суини Тодд" поставлен по бродвейскому мюзиклу.
Надо быть слишком преданным фанатом Бертона и Деппа, чтобы насладиться результатом. Хотя все актеры (Хелена Бонем Картер, играющая напарницу Тодда, и Алан Рикман в роли негодяя судьи) очень старались найти в себе певческий талант, их опыты убивают сюжет быстрее, чем демон-парикмахер добирается до своего главного обидчика. У Джонни Деппа оказался жиденький тенорок, который по воле композитора Стивена Сондхейма вдобавок приходится часто форсировать, чтобы подбавить драматизма немелодичным речетативам. Голос супруги режиссера Хелены Бонем Картер куда музыкальнее и богаче, да и сам образ отчаянной хозяйки фастфуда, которая кормит жителей Лондона пирожками с человечиной, дает ей возможность использовать не одну актерскую краску. Но все-таки музыка, построенная на скребущих слух диссонансах, заставляет подумать, что стоило бы перерезать глотку не клиентам Суини Тодда и его подружке, а исполнителям главных ролей.
Неудача, постигшая Тима Бертона при работе с тем материалом, который будто для него создан, показательна для нашего времени, задыхающегося в отсутствии живых, а не сконструированных из готовых наборов "Лего" идей. Вроде бы как просто: берешь отголоски романов Диккенса, соединяешь с эстетикой Брехта - Вайля, добавляешь сгенерированный на компьютере грязный и опасный Лондон, очень похожий на тот, где тот же Депп искал Джека Потрошителя в фильме "Из ада", - и шедевр готов. А выходит чудовище Франкенштейна, сшитое из чужих кусков. И "Оскар" достается художникам и декораторам, которые эти швы отполировали до блеска.
http://www.itogi.ru/Paper2008.nsf/Article/Itogi_2008_04_06_00_51138.html
Материал подготовила: Анна