IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Язык искусства, За искренний союз, связующий Моцарта и Сальери, двух сыновей гармонии
A-Nett Опции пользователя
сообщение 6.02.2008 - 08:17
Сообщение #1


Мадаааам!!!!!
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2234
Регистрация: 16.01.2006 - 10:12
Из: Там, где туманы встают над Невой...
Пользователь №: 652



Искусство, на мой взгляд, , прежде всего, особый язык культуры. Язык, отличающийся от всякого другого тем, что все его элементы его эмоционально и иногда ценностно окрашены. Не существует какого-то законченного и изначального словаря этого языка.(если только речь не идет о форме, основанной на каноне) И восприятие произведения искусства всегда субъективно. Но зависит не только от особенностей данной личности и ее эмоционального состояния в какой-то конкретный момент.
Но восприятие также зависит и от того культурного багажа, которым владеет человек. Чем больше культурных отсылок видится тебе в тексте произведения, тем более объемным будет его восприятие, на мой взгляд..
Эмоциональная окрашенность искусства и практическая неисчерпаемость смыслов, заложенная в нем, тем не менее, на мой взгляд, не противоречит существования структуры как у произведения ,так у самого феномена искусства. У него есть границы и особенности.Есть внутренние закономерности и связи с другими явлениями. Их можно и нужно искать, сравнивать...Хотя бы для того, чтобы воспринимать полнее и ярче.


--------------------

"Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
недавно вам подарена." (с)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
Start new topic
Ответов
Анна Опции пользователя
сообщение 9.02.2008 - 15:45
Сообщение #2


Гадкий чертов маленький сволочной горец
*****

Группа: Администраторы
Сообщений: 27697
Регистрация: 17.03.2004 - 15:37
Из: Москва
Пользователь №: 5



Хорошая статья, много новых слов smile.gif Я её даже прочитала)) как доказательство, форматирую текст для удобства чтения пытливыми умами, заглянувшими в эту тему:
» Смотреть спойлер - скрыть спойлер... «
ЯЗЫК ИСКУССТВА - одно из важнейших проблемных полей современной философии искусства, конституированное в контексте характерного для постмодерна радикального поворота от центральной для классической традиции проблематики творчества к актуализирующейся в современной философии искусства проблематике восприятия художественного произведения (см. Нарратив, Смерть субъекта).

Данная парадигмальная трансформация берет свое начало от предложенной М. Дессуаром (1867-1947) "всеобщей науки об искусстве", ориентированной - в отличие от традиционной эстетики - не на анализ процесса создания произведения искусства, а на анализ "эстетических переживаний" воспринимающего его субъекта (читателя=слушателя=зрителя), которые при ближайшем рассмотрении оказываются столь же сложной и творческой процедурой. Дессуар фиксирует поэтапный характер "эстетического переживания", выявляя в его структуре такие стадии, как "общее впечатление", результатом которого является формирование эмоциональной позиции по отношению к произведению на уровне "нравится - не нравится" (эта оценочная стадия выступает своего рода порогом, на котором, заглянув внутрь произведения, субъект решает, войти ли в него); затем восприятие "вещественного", установление особого рода отношений между субъектом и произведением искусства, в рамках которых возникает напряжение между восприятием как внешней субъект-объектной процедурой и экзистенциальным стремлением субъекта к растворению в произведении, примерке его на себя; разрешение этой ситуации в эстетическом наслаждении, выступающее в качестве финальной стадии восприятия произведения, могущее быть оценено не только как эстетический, но и как экзистенциальный результат "эстетического переживания" (Дессуар фундирует свою "всеобщую науку об искусстве" не только логикой и этнографией, но и психологией, физиологией, концепцией бессознательного).

Парадигма трактовки искусства в контексте воспринимающей субъективности системно оформляется после фундаментальной работы М. Дюфрена "Феноменология эстетического опыта" (1953), артикулирующей онтологическое значение "чувственно-смысловой субъективности". Согласно Дюфрену, именно эстетический опыт конституирует человеческое измерение как эстетического объекта ("человеческое" в вещи, ценностно-смысловую структуру объекта), так и самого человека ("человеческое в человеке", экзистенциально-смысловую структуру субъекта), в силу чего "аффективная apriori" как единица эстетического опыта (соприкосновения субъекта и объекта в "человеческом") может быть понята как средство снятия субъект-объектной оппозиции в отношениях человека к миру (как в практико-утилитарном, так и в когнитивно-утилитарном планах), открывая экзистенциальные возможности отношений человека и мира в режиме диалога.

Новый импульс к развитию данная парадигмальная установка получает в результате предпринятых по инициативе Адорно посмертных издания и переиздания (начиная с 1955) работ Беньямина, видевшего в понимании искусства путь не только к пониманию эпохи, и истории в целом, но и к постижению человеческого мира вообще ("Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости" и - особенно - "Парижские пассажи"). Окончательное оформление новой парадигмы философии искусства, охватывающей своим рассмотрением весь эстетико-психологический комплекс отношений между автором произведения, произведением и субъектом его восприятия, связано с включением в ее основания герменевтических установок (после "Актуальности прекрасного" Гадаме-ра с его тезисом о том, что "поэзия, даже самая малопонятная, рождается в понимании и для понимания"). Следует отметить, что в рамках самого искусства комплексное триединство автора, произведения и адресата было артикулировано гораздо раньше. Например, в "Театре" С. Моэма сын говорит актрисе, что боится входить, когда она одна в комнате: вдруг ее там нет. Или у М. Цветаевой: "Книга должна быть исполнена читателем как соната. Знаки - ноты. В воле читателя - осуществить или исказить".

В философии искусства радикальный поворот к этой проблематике происходит окончательно во второй половине 20 в. в связи с парадигмой "смерти Автора" в постмодернизме (см. Смерть субъекта). Именно в этом контексте - контексте восприятия художественного произведения как воспроизведения его, восприятия как своего рода творчески-герменевтической и одновременно экзистенциально-значимой процедуры - и ставится в современной философии искусства вопрос о его языке как о нахождении общего языка читателя и автора в произведении, акцентируясь не просто как актуальный, но фактически центрирующий всю проблематику современной версии философии искусства. Стратегия разрешения проблемы Я.И. выстраивается в этих рамках в двух вариантах, которые условно могут быть обозначены (по аналогии с естественным языком) как лексический и семантико-граммати-ческий. Если в русле первого подхода на передний план выступает вопрос о лексемах, структурно-функциональных единицах художественного текста в широком его понимании (вербальный, музыкальный, архитектурный, живописный и др.), и центральной проблемой становится проблема средств художественной выразительности (артикулируемая как проблема средств создания художественности как таковой), порождая различные варианты разрешения классической оппозиции между образной и знаковой интерпретациями природы искусства, то для семантико-грамматической постановки проблемы Я.И. акцентированной становится проблема архитектоники художественного произведения, понимаемой в предельно широком своем значении - как включающей в себя субъективность адресата произведения, в силу чего остро формулируется вопрос об экзистенциальном содержании взаимодействия между произведением искусства и субъектом его восприятия. Так, в рамках лексического подхода оформляются два альтернативных направления трактовки Я.И.: экзистенциально-образная и символическая. Первая основывается на концепции художественного образа Г. Зедльмайера, трактующего образ как "сгущение" и "опоэтизирование" экзистенциального опыта, который по сути своей до конца не формализуем, в силу чего как восприятие конкретного образа (в его "физиогномическом единстве"), так и понимание художественного произведения в целом (в его центрации вокруг чувственно-опоэтизированного керна - "середины") требует не столько эстетического, сколько экзистенциального усилия: узнавания и интуитивно-целостного "первопереживания".

Альтернативная позиция в интерпретации средств создания художественности генетически восходит к "Философии символических форм" Кассирера, понимавшего под символом формальное средство интеграции и упорядочивания многообразного чувственного опыта, и в эксплицитном виде оформляется в эстетике С. Лангер, видящей в символизации специфический способ освоения действительности и понимающей в этом контексте искусство как одну из сфер реализации человеческой способности к "символотвор-честву". Эта способность, однако, согласно Лангер, укоренена не столько в рафинированно интеллектуальной, сколько в чувственно-психологической сфере, а потому символизация способна зафиксировать в объективной форме даже те эмоциональные состояния и экзистенциальные переживания, которые по природе своей не относятся к дикурсивным. В этом смысле художественные символы, по Лангер, принципиально несемиотичны, ибо, в отличие от знака, несущем информацию о другом, отличном от него самого объекте, т.е. репрезентирующем иное, символы искусства, напротив, "презентативны" в том смысле, что презентируют сами себя, свое глубинное содержание, оказываясь самодостаточными "значимыми формами". Интерпретация художественного произведения в этом случае может быть осуществлена, согласно Лангер, с одной стороны, как логический анализ художественных символов, чья объективная форма допускает универсальную интерсубъективную аналитику, а с другой - движение в поле художественных символов может рассматриваться как понимающее проникновение за "открывающуюся" этому пониманию объективную (а значит, и общезначащую, доступную для узнавания) форму символа - в его субъективное содержание. Выступая средством объективации и оформления в интерсубъективных символах чувственно-субъективного психологического опыта, искусство, таким образом, дает возможность расшифровки их содержания, а значит, понимания и интериоризации. (Как сказал в свое время Л.Н. Толстой, "вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, ...передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство. Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их".)

Что же касается семантико-грамматической стратегии интерпретации Я.И., то она может быть обнаружена в позициях таких авторов, как Р. Жирар (р. 1923) и Ф. Лаку-Лабарт (р. 1940). В "фундаментальной антропологии" Жирара центральная позиция отводится феномену мимесиса, регулирующему социальные ритуалы, посредством которых в обществе замещается жертвоприношение и вытесняется насилие. По концепции Жирара, именно мимесис фундирует структуру желания как предполагающую наличие опосредующего отношения субъекта и объекта звена - создаваемой субъектом модели, которая выступает одновременно и как соперник, вожделеющий к тому же объекту, что и субъект, и - будучи произведением и объективацией его сознания - как ученик, репрезентирующий те же желания. Миметический характер желания заключается в том, что модель-соперник-ученик реализует себя через миметическое взаимовоплощение, основанное, с одной стороны, на идентификации ("будь, как я"), а с другой - не предполагающей полного отождествления, ибо каждый остается собой ("не будь мною"). В этом контексте Жирар связывает мимесис с насилием (ибо в структуре желания бытие всех его сопряженных между собой звеньев является и результатом насилия, и насилием как таковым) и с религиозным началом (мимесис как символизирующий жертвоприношение и выступающий ритуальной рецитацией "заместительной жертвы" фундирует любое сакральное действо, которые, в свою очередь, фундируют социальность).

Концепция Лаку-Лабар-та, генетически восходя к переосмыслению "фундаментальной антропологии" Жирара, тем не менее, задает самостоятельную ветвь развития семантико-грамматической стратегии в трактовке Я.И. Центрируя внимание на экзистенциальном состоянии субъекта восприятия художественного произведения ("субъект в зеркале" искусства), Лаку-Лабарт анализирует его отношения с "воображаемым" (содержанием произведения), предполагающие как конструктивное, так и деструктивное воздействие "воображаемого" на субъекта: в процессе восприятия произведения искусства сознание подвергается внешнему трансформирующему воздействию, - субъект выступает не только и не столько в качестве "экзи-стирующего", сколько в качестве "дезистирующего", утрачивающего экзистенциальную тождественность и автохтонность экзистенциального опыта, ибо в пространстве мимесиса он встречается со своим "двоящимся двойником", тождественным и нетождественным как субъекту, так и самому себе: Я, фабульный герой, Я и фабульный герой, Я как Я, Я как фабульный герой и т.д., - отражения дробятся и множатся, задавая пространство экзистенции как принципиально мозаичное.

Плюральность нарративных (см. Нарратив) практик оборачивается "в зеркале искусства" нестабильностью амальгамы, лишая субъекта иллюзии самотождественности как субстанциальной и инспирируя понимание ее как конституирующейся в плюральности "дезистенций". А поскольку любой экзистенции как "экзистенции отражений" предшествует "дезистенция" в отражениях, а изначальная "дезистенция" есть не что иное, как мимесис, постольку миметическая процедура выступает фундаментальной в экзистенциальном плане, а миметическая "гиперлогика" - фундаментальным ритмом (языком) бытия. Таким образом, в рамках семантико-грамматической трактовки Я.И. миметический акт выступает не только как экзистенциальное самотворчество, но и как основа любого коммуникативного творчества, ибо последнее носит миметический характер.

В целом, в современной версии философии искусства в фокусе значимости оказывается языковая, коммуникативная функция искусства, а процедура понимания и интериоризации содержания художественного произведения трактуется не только как модель понимания в контексте общения между автором и субъектом восприятия, но - шире - как универсальная парадигма взаимопонимания, валидная в самых различных коммуникативных средах. Это оказывается особенно значимым в контксте игры-Play, где изначальная недосказанность, отсутствие исходно заданных правил и загодя оговоренных перспектив ставит человека лицом к лицу с миром возможного, инспирируя конструирование им собственного Я и Я другого в различных экзистенциальных контекстах, создание - на основе тех отблесков, которые они отбрасывают друг на друга, - ситуативного языка недосказанности как средства общения и понимания, раскрывая собственный коммуникативный и экзистенциальный потенциал.

М.А. Можейко

http://www.fil.vslovar.org.ru/1306.html


Думаю, можно было просто дать ссылку на статью и сопроводить её своим комментарием: почему тебя это заинтересовало, и что конкретно. smile.gif

PS Я тоже нашла язык искусства!! lol2.gif



--------------------
- Я считаю, что каждый дает себе право думать то, что хочет, пока он не окажется в жестоком заблуждении. (Джонни Депп)
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Сообщений в этой теме
- A-Nett   Язык искусства   6.02.2008 - 08:17
- - Анна   A-Nett, можно увидеть ряд тезисов к обсуждению? И...   6.02.2008 - 13:18
- - Дара   С вашего позволения скажу пару слов о том, что ме...   6.02.2008 - 16:06
- - Дара   Нежно поправ природную скромность спешу поделиться...   6.02.2008 - 19:43
- - Оса   К дзенскому мастеру пришёл ученик и спросил: — П...   7.02.2008 - 08:02
- - A-Nett   Дара Для меня в этом вопросе принципиально важным ...   7.02.2008 - 08:23
- - Оса   Цитата(Дара @ 6.02.2008 - 20:43) Жив...   7.02.2008 - 09:18
- - Оса   Цитата(A-Nett @ 7.02.2008 - 09...   7.02.2008 - 09:42
- - Appolonia   Цитата(Оса @ 7.02.2008 - 09:42) кого...   7.02.2008 - 13:53
- - Дара   A-Nett, Цитата(A-Nett @ 7.02.2008 ...   7.02.2008 - 16:21
- - A-Nett   Дара Твое " в какой-то момент герой освобожд...   8.02.2008 - 09:32
- - Дара   A-Nett, Я имела ввиду именно первый вариант, когда...   8.02.2008 - 15:27
- - Оса   ЦитатаA-Nett, Цитата(A-Nett @ 7.02.2008 - 08:23) г...   8.02.2008 - 23:49
- - A-Nett   Оса ЦитатаЯ исследую взаимодействие составляющих ...   9.02.2008 - 00:15
- - Оса   A-Nett, на примере человека...У него есть руки, но...   9.02.2008 - 00:25
- - Анна   ЦитатаИскусство для меня такой же цельный организм...   9.02.2008 - 00:47
- - Оса   Цитата(Анна @ 9.02.2008 - 01:47) Имх...   9.02.2008 - 01:03
- - Анна   ЦитатаМузыка без театра? а разве она сама - не теа...   9.02.2008 - 02:19
- - Оса   Цитата(Анна @ 9.02.2008 - 03:19) Кст...   9.02.2008 - 02:52
- - Оса   Цитата(Анна @ 9.02.2008 - 03:19) Нет...   9.02.2008 - 05:28
- - Оса   ЯЗЫК ИСКУССТВА — одно из важнейших проблемных поле...   9.02.2008 - 07:09
- - Анна   Хорошая статья, много новых слов Я её даже прочит...   9.02.2008 - 15:45
- - Оса   Цитата(Анна @ 9.02.2008 - 16:45) PS ...   10.02.2008 - 02:02
- - Дара   ЦитатаКак сказал в свое время Л.Н. Толстой, ...   10.02.2008 - 10:45
- - Оса   Они нарушают законы формы, не нарушая ГАРМОНИИ пре...   10.02.2008 - 11:10
- - Дара   Мы не можем посмотреть глазами хужожника...свою со...   10.02.2008 - 11:44
- - Анна   Цитата(Оса @ 10.02.2008 - 02:02) Сей...   10.02.2008 - 18:14
- - Оса   Цитата(Дара @ 10.02.2008 - 12:44) Мы...   11.02.2008 - 01:32
- - Оса   Цитата(Дара @ 10.02.2008 - 12:44) Ск...   11.02.2008 - 01:55
- - Анна   ЦитатаФорма - это не язык. Я этого не говорила. Ф...   11.02.2008 - 11:10
- - Дара   Имхо, есть некоторая разница между демонстрацией и...   11.02.2008 - 18:24
- - Оса   Дара, не могу согласиться с тезисом Цитата(Дара ...   12.02.2008 - 03:16
- - Дара   ЦитатаКогда автор стихотворения выходит на сцену и...   12.02.2008 - 16:32
- - Jusy   Театр есть искусство синтетическое, то есть включа...   12.02.2008 - 16:44
- - Дара   Jusy, мы собственно исходили из определения театра...   12.02.2008 - 18:44
- - Оса   Цитата(Дара @ 12.02.2008 - 19:44) Кр...   13.02.2008 - 02:17
|- - Jusy   Цитата(Оса @ 13.02.2008 - 02:17) Сам...   13.02.2008 - 14:00
- - A-Nett   Не уверена, что цирк вырос прямо из буффонады позд...   13.02.2008 - 08:52
- - Анна   Цитата(A-Nett @ 13.02.2008 - 08...   13.02.2008 - 12:34
- - Дара   Хм...не берусь спорить, какое из видов искусств фу...   13.02.2008 - 15:46
- - Оса   Цитата(Jusy @ 13.02.2008 - 15:00) Я ...   15.02.2008 - 02:55
|- - Jusy   Цитата(Оса @ 15.02.2008 - 02:55) Цит...   16.02.2008 - 15:34
- - Оса   Цитата(Анна @ 13.02.2008 - 13:34) Он...   15.02.2008 - 03:16
- - Оса   ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА ТЕАТРА. А вот здесь докажи...   15.02.2008 - 03:59
- - Оса   Теперь о кино. Кинематограф однозначно вырос из те...   15.02.2008 - 04:32
- - Оса   Цитата(A-Nett @ 13.02.2008 - 09...   15.02.2008 - 05:02
- - Анна   Цитата(Оса @ 15.02.2008 - 02:55) Муз...   16.02.2008 - 10:27
- - Оса   Цитата(Анна @ 16.02.2008 - 11:27) По...   17.02.2008 - 07:18
- - Дара   Имхо, когда разговор заходит о материях менее мате...   17.02.2008 - 08:41
- - Анна   Цитата(Оса @ 17.02.2008 - 07:18) А в...   17.02.2008 - 10:23
- - Оса   Цитата(Дара @ 17.02.2008 - 09:41) С ...   18.02.2008 - 08:21
- - Анна   Оса, хорошо. Тогда у меня вопрос всем собеседника...   18.02.2008 - 11:47
- - Дара   *чувствую себя попугаем м-ра Коттона* Цитата(Дара...   18.02.2008 - 17:11
- - Анна   оффтопик Просто сохраняю, потом пригодится. » С...   18.02.2008 - 21:49
- - Оса   Цитата(Анна @ 18.02.2008 - 12:47) Ос...   19.02.2008 - 04:59
- - Анна   Оса Цитата"Только лишь тем, что "актёры...   19.02.2008 - 22:22
- - Оса   Анна, а разве это не взаимосвязано? Я имею ввиду и...   21.02.2008 - 05:43
- - Анна   Цитата(Оса @ 21.02.2008 - 05:43) а р...   21.02.2008 - 22:07
- - Оса   Цитата(Анна @ 21.02.2008 - 23:07) Го...   22.02.2008 - 03:31
- - Оса   Цитата(Анна @ 21.02.2008 - 23:07) Тр...   22.02.2008 - 03:45
- - Анна   ЦитатаСкорее к физиологии, а не к физике. Спасибо ...   26.02.2008 - 15:56
- - Оса   Цитата(Анна @ 26.02.2008 - 16:56) Не...   27.02.2008 - 07:48
- - Анна   Оса, хорошо. Мне кажется, я поняла твои позицию, ...   1.03.2008 - 12:11
- - тюля   Цитата(Анна @ 26.02.2008 - 15:56) У ...   1.03.2008 - 22:15
- - Оса   Цитата(тюля @ 1.03.2008 - 23:15) Цел...   2.03.2008 - 03:22
- - Анна   офф Оса, про скрытый текст: ты снова сделала далек...   2.03.2008 - 11:12
- - Оса   офф. » Смотреть спойлер - скрыть спойлер... «...   3.03.2008 - 05:04
- - Анна   офф Оса, приношу извинения за причинённые неприя...   3.03.2008 - 13:24
- - Дара   Цитата(Анна @ 26.02.2008 - 15:56) дл...   3.03.2008 - 15:34
- - Оса   Цитата(Анна @ 3.03.2008 - 14:24) Оса...   4.03.2008 - 11:01


Closed TopicStart new topic
6 чел. читают эту тему (гостей: 6, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 9.05.2025 - 04:22
Rambler\\\\'s Top100 Рейтинг@Mail.ru