Я думаю, Валенка, конечно, сама напишет подробнее о "совковости" романа (если найдет нужным), но я могу с ней согласиться в некотором смысле.
То есть не то чтобы я могла определить этот роман в целом как "совковый"... А вообще-то, наверное, и могла бы. Сейчас попытаюсь объяснить, почему, поскольку, это, скорее, на уровне ощущений.
Наверное по двум причинам.
1. В этом романе настолько выпукло и осязаемо представлены картины совкового быта и сознания, что его неприятно читать, потому что об этом неприятно вспоминать. Именно поэтому я не люблю фильм "Собачье сердце" - за то, что при том, что фильм прекрасен, авторы чрезмерно попытались выделить эти элементы совкости и собственное их неприятие, и превратили в итоге свою работу в "антисовковую" агитку. Ну, для фильма эпохи "перестройки" вполне простительно.
2. Второе сложнее. Этот роман я могу назвать "совковым", потому что для меня эта наша "либеральная интеллигенция" в вечным кукишем в кармане - тоже "совок". Это мышление "совка с образованием" - пытаться устроить свою жизнь со всевозможным комфортом - и материальным, и интеллектуальным, и играть при этом на руку тем, кого ты, вроде бы как, ненавидишь, а совесть свою успокаивать презрительной гримасой в адрес всех и вся. Это не позиция. Не сужу этих людей, они были слабы, как и мы все, но превозносить их как героев и почитать их отказываюсь. И вот этой вот "интеллигентной совковостью" от "М и М" на меня так и прет. Причем сам-то Булгаков, насколько я знакома с его биографией, таким "совковым чистюлей" не был. Но писал как бы с оглядкой на них. И, кстати, в книгах его это не ощущается с такой силой, как это выпячивается в экранизациях этих книг. А я до сих пор не могу читать спокойно в мемуарах некоторых наших актеров, что, дескать, "я играл Ленина (Дзержинского, героя-сталевара и т.д.), но при этом весь духовно мучился, рассказывал вполголоса анекдоты и т.п." Не согласен - не играй. Сыграл - не оправдывайся. А вот это вот сидение на двух стульях и при этом претензии на знание каких-то абсолютных истин... Тьфу. А у нас очень многие были сбиты наличием этой "либеральной цензуры". И сейчас это продолжается. Если не плюнуть со смаком в сторону страны, народа, или действующего руководства, вроде как это и не творческий акт. А какая тогда разница - государство тебе запрещает действовать определенным образом или неизвестно кем сформированное мнение "товарищей по цеху"? Все равно ни о какой свободе творчества речи не идет. Вот эта гримаса, что "все всегда отвратительно в "этой стране", и есть для меня самая махровая совковость. Булгаков тут не виноват, и роман не об этом и не для этого, но уж больно много им размахивали в этих целях...
P.S. Пока тут писала про "совковость", уже новые посты появились...
Сейчас постараюсь ответить.